Алхимия

Развитие восприятия тонких впечатлений


Запись лекции

Доступ ко всем записям лекции, начиная с 2019 года на YouTube.


Транскрипт

Транскрипт последней лекции для мобильного и ПК в формате PDF.


Упражнения

Вы сможете проверить полученные идеи на практике.

Содержание

Алхимия как практическая шкала для выбора впечатлений, способствующих развитию сознания. Тонкие впечатления как необходимая «пища» для высших центров. Уровни алхимии – свинцовый, медный, серебряный и золотой. Алхимия в инстинктивном центре. Алхимия в двигательном центре. Алхимия в интеллектуальном центре. Алхимия в эмоциональном центре. Алхимия как единственное качество сущности человека, которое можно изменить. Работа над повышением уровня алхимии. Формирование привычки платить за впечатления и вещи с высоким уровнем алхимии. Инстинктивный центр как сила сопротивления при работе с алхимией. Внутренняя алхимия (внутренний ландшафт) как собственное эмоциональное состояние, мысли и ощущения. Алхимия момента. Упражнения на неделю.

«Алхимия находится внутри нас… вы можете делать золото, только если вы имеете некоторое количество золота. Более высокие водороды имеют магнитные свойства, они притягивают другие более высокие водороды. Если мы имеем очень мало, это может притянуть только очень малые количества, соответствующие тому, что мы имеем. Но если мы имеем больше, мы можем получить больше».

— Петр Успенский

Выберите подписку чтобы посмотреть записи

Фильтр Быстрый результат
Сбросить Применить
Алхимия

Содержание: Алхимия как практическая шкала для выбора впечатлений, способствующих развитию сознания. Тонкие впечатления как необходимая «пища» для высших центров. Уровни алхимии – свинцовый, медный, серебряный и золотой. Алхимия в инстинктивном центре. Алхимия в двигательном центре. Алхимия в интеллектуальном центре. Алхимия в эмоциональном центре. Алхимия как единственное качество сущности человека, которое можно изменить. Работа над повышением уровня алхимии. Формирование привычки платить за впечатления и вещи с высоким уровнем алхимии. Инстинктивный центр как сила сопротивления при работе с алхимией. Внутренняя алхимия (внутренний ландшафт) как собственное эмоциональное состояние, мысли и ощущения. Алхимия момента. Упражнения на неделю.

«Алхимия находится внутри нас… вы можете делать золото, только если вы имеете некоторое количество золота. Более высокие водороды имеют магнитные свойства, они притягивают другие более высокие водороды. Если мы имеем очень мало, это может притянуть только очень малые количества, соответствующие тому, что мы имеем. Но если мы имеем больше, мы можем получить больше». Петр Успенский

Стоимость подписки:
600 -1 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
01 фев 2020
|
22 мая 2021
|
26 сен 2020
Записи 15-ти лекций I части цикла

Подписка на все записи I части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 15-ти лекций II части цикла

Подписка на все записи II части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 30-ти лекций цикла

Подписка на все записи лекций цикла, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
27 000 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021

или присоединяйтесь к живым лекциям

«4-й путь Гурджиева: система, теория и практика». Расписание лекций

Фильтр Быстрый результат
Сбросить Применить
Пробный месяц Zoom Рекомендуем!

Подписка на пробный месяц включает живое участие в 5-ти ближайших лекциях согласно расписанию цикла. Вы так же получаете бессрочный доступ к записям лекций и практическим упражнениям по теме.

Стоимость подписки:
3 375 6 750 
Разовое предложение!
Первая часть 2021 Zoom

Подписка на 15 лекций первой части цикла 04 сен – 11 дек 2021. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
7 200 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
|
Трансрипты
04 сен - 11 дек 2021
Вторая часть 2021-22 Zoom

Подписка на 15 лекций второй части цикла 08 янв - 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
7 200 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
|
Трансрипты
08 янв - 16 апр 2022
Весь цикл 2021-22 Zoom

Подписка на 30 лекций цикла 4 сен 2021 – 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только просмотр записей. Доступ к записям и упражнениям не ограничен по времени.

Стоимость подписки:
12 000 -30 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
|
Трансрипты
04 сен 2021 - 16 апр 2022

Фрагмент транскрипта лекции

В продолжение этих двух последних лекций – лекция алхимия. Алхимия – это рабочая идея. У нас в этой системе есть рабочий язык, в этом рабочем языке значение слов могут отличаться от значений, которые мы знаем и к которым мы привыкли в жизни. И термин алхимия в школьном языке в рабочем, означаем уровень утонченности впечатлений и уровень утонченности энергий, которые связаны с этим впечатлением.
Мы знаем с точки зрения системы, что положение человека в этой вселенной, или даже можно сказать больше, положение существа в этой вселенной, зависит от трех вещей, это по Гурджиеву. Первое, это то, в какой материи он живет. То есть, какая материя или уровень водорода окружает живое существо. Например, рыба живет в воде. Человек живет в воздухе. Мучной червь живет в муке. И второй момент, это то, чем существо дышит. Например, человек дышит воздухом, и он не может дышать другой субстанцией. Он не может дышать светом или огнем или более грубой субстанцией. И эти вещи две, материя в которой мы живем и материя, которой мы дышим, они не могут быть изменены. То есть с этой точки зрения они детерминированы. И третья вещь, которая определяет положение существа, это то, чем это существо питается. И в отличие от любого живого существа на этой планете у человека есть способность выбирать то, что он ест, пищу, которой он питается. Но не в плане того, что он ест как физическую пищу, а он может выбирать впечатления.
Нас окружают разные уровни впечатлений. И если человек будет избирательным, он не обязательно должен воспринимать и питаться серыми, тусклыми впечатлениями. Он может намеренно поставить себе цель и вводить в себя более тонкую пищу, выбирать более тонкие впечатления. И это будет менять его положение в этой вселенной. В том плане, что он будет переживать внутреннее состояние, его состояние сознания будет изменяться.

Кроме того, впечатления мы рассматриваем как пищу, как энергию. Как пищу, которая питает высшие центры. Но высшие центры не могут питаться любой пищей. Грубая пища, или, например, негативные эмоции, могут разрушить высшие центры. Поэтому с точки зрения работы высшего эмоционального центра и высшего интеллектуального, мы заинтересованы в том, чтобы вводить в себя как можно более тонкие впечатления. И Гурджиев говорил так, что человек может питаться впечатлением мира 48, мира 24, мира 12, мира 6 и даже мира 3. Что это значит для каждого из нас, необходимо проверить.
Для меня очень сложно сейчас говорить, даже теоретически, о том, что такое впечатление мира 3. Но мы можем практически говорить о том, что такое впечатление мира 24. Это довольно высокие впечатления. И впечатления мира 12, впечатления мира 6.
Алхимию также можно рассмотреть как некоторую практическую шкалу, которая позволяет в каждом моменте, когда человек делает усилие, делать выбор. Эта шкала помогает ему знать, на какое впечатление он смотрит, или какое впечатление он слушает или ощущает. И она позволяет ему выбрать более тонкие впечатления.
Алхимия также рассматривается этой системой как качество сущности, с которой человек рожден. Когда мы говорили о сущности, мы говорили, что у человека есть сущность. То есть все, с чем он рождается, его тип тела, центр тяжести, главная черта, цвет волос, цвет кожи и так далее. И в том числе алхимия, то есть способность или неспособность человека воспринимать тонкие впечатления, это тоже качество его сущности. Но это качество, в отличие от центра тяжести, типа тела, является единственным качеством, которое человек может изменить, то есть, работая над которым, он может развить. То есть может развить в себе или улучшить свою алхимию, развить в себе способность восприятия более тонких впечатлений.
И мы можем говорить об алхимии как о чем-то внешнем, например, о том пространстве, о тех предметах, атмосфере, которая нас окружает в плане порядка, гармонии и красоты этих впечатлений. И работа с алхимией с этой точки зрения будет связана с тем, чтобы влиять на то пространство, которое нас окружает, делая его более гармоничным, более упорядоченным и более красивым. То есть окружать себя, если говорить простым русским языком, окружать себя красивыми впечатлениями. И это будет работа с алхимией внешней.
Работа с алхимией внутренней, то есть с качеством или со способностью воспринимать тонкие впечатления, будет связана с образованием сущности. То есть с определенными усилиями, о которых мы скажем далее. Которые помогают учиться распознавать более тонкие впечатления, чем те, к которым человек механически привык.
Есть третий уровень, третий взгляд на алхимию. Это алхимия с точки зрения психологии. Это алхимия, которая связана с нашим усилием присутствовать, и изменять свое состояние, внутреннее состояние. Изменять свой внутренний ландшафт. И поэтому мы можем поставить это усилие сегодня как основное на эту лекцию и взять упражнение поддерживать осознанность от момента к моменту. Например, будильником для этого может быть ощущение стоп на полу или прямая спина. Если я вижу, что я ссутулился, значит, я забыл поддерживать это упражнение. Это может быть будильником, напоминающим.
Если посмотреть на алхимию как на символ, в этом символе описывается процесс превращения свинца в золото. То есть превращение чего-то более грубого, в более ценное, в более тонкое. Поэтому мы используем этот символ для того, чтобы объяснить работу с алхимией и для удобства выделяем четыре уровня алхимии. Сквозь призму этих уровней мы можем смотреть и на свое состояние и на окружающее нас пространство и на те впечатления, которые я в себя ввожу или которыми я питаюсь.
И первый уровень алхимии, это свинцовый. Это самый грубый уровень. Скажем так, уровень, который, слава богу, чаще всего мы обходим. То есть для нормального обывателя свинцовая алхимия, это что-то экстраординарное. То есть это совсем грубые впечатления, это грязь, это может быть уровень бездомного человека, который совершенно не зачем не следит. Этот уровень алхимии может отравлять человека. Люди опустившиеся, люди, которые находятся ниже уровня домохозяина, они, как правило, больше соприкасаются с такой алхимией. Поэтому с уровня свинцовая алхимия, это работа, которой мы занимаемся, начаться не может. То есть как минимум, уровень алхимии человека должен быть медным.
Медный это следующий уровень. Медный уровень алхимии, это, как правило, то, что чаще всего и больше всего нас окружает. Это скажем очень простые какие-то вещи. Например, пластик или постер. Если прийти в Макдональдс, в ресторан Макдональдс быстрого питания, то там можно увидеть пример очень хороший медной алхимии. Вроде бы все чисто, если там убрались, и даже подоконники могут выглядеть под мрамор. Но если вы подходите и рассматриваете это близко, то вы видите что это пластик, на который просто нанесена фактура такая.
Человек с медной алхимией может поставить искусственные цветы на стол. И для него это будет нормально. Он будет, может быть, даже доволен, что за ними не нужно следить. Только иногда, может быть один раз в год, может быть под краном помыть их от пыли и все. Медная алхимия – это синтетическая одежда. Это еда быстрого питания, доширак или что-то вот такого уровня. Основная характеристика медной алхимии, как правило, связана с тем, что в эти вещи совершенно не вложено внимания. То есть они созданы механически. Где-то на заводах, с помощью каких-то матриц, отпечатано на станках и так далее.
Но алхимия это не только материя, не только материал, из которого что-то делается, но также красота и гармония. И с этой точки зрения может быть обманчивым впечатлением, что если взять, например, картину Леонардо, сфотографировать его и напечатать тысячу экземпляров с идеальной цветопередачей, то возникает вопрос. Почему эта картина, чем она отличается от подлинника. Почему подлинник стоит несколько десятков или сотен миллионов долларов, а постер можно купить за пару евро. Но человек, у которого развита алхимия или способность восприятие сущности, он никогда не повесит такой постер себе на стену. Он лучше купить за несколько сотен картину простого художника, в которой вложено внимание, которая является подлинником. И с точки зрения алхимии эта картина будет выше, чем постер Леонардо да Винчи.
Серебряный уровень алхимии, это основной может быть критерий этого уровня, это утилитарность. То есть это вещи, которые сделаны из хороших материалов, хорошо выглядят, но при этом они весьма практичны. То есть практичность, это как бы один из обязательных, одно из обязательных условий человека с серебряной алхимией. Уровень серебряной алхимии находится между медной и золотой. Мы с ним, к нему не часто обращаемся, потому что у нас есть две крайности. Точное понимание, что такое медная алхимия и точное понимание, что такое золотая. Серебряная находится где-то между ними. Может быть, по ходу у меня будут примеры, я буду к ним возвращаться.
Уровень золотой алхимии, это уровень впечатлений, которые встречаются довольно редко. Механически такие впечатления возникать не могут. Как правило, такие впечатления могут требовать от человека жертвы. То есть если он пользуется мебелью с золотой алхимией, эта мебель не всегда будет удобна. Если он носит одежду с золотой алхимией, эта одежда не всегда будет удобна. Если он пользуется приборами или тарелками или посудой золотой алхимии, она будет очень красива, но не всегда будет удобна. Потому что в впечатлениях золотой алхимии само впечатление ставится на первое место. То есть впечатлений этих уровней существует большое количество дополнений, которые присутствуют помимо основных функциональных, основных функций. Например, это могут быть часы. Часы, у которых основная функциональная вещь – это циферблат. Но вокруг этих часов может быть несколько золотых фигур, или это могут быть канделябры, или что-то еще, основание в виде там скалы и так далее. И с точки зрения функциональной, зачем мне такие большие часы, которые занимают половину стола, то есть больше моего ноутбука, например в два раза, чтобы смотреть время. Мне достаточно наручных часов. Но эти часы являются предметом интерьера, и они являются впечатлением. И это впечатление на первом месте для человека с золотой алхимией.
Сейчас в современном мире у нас появилась возможность, которой, например, не было у людей в 19 веке. Мы можем иметь доступ к впечатлениям с уровнем золотой алхимии, и этот доступ есть практически у всех людей. Достаточно прийти в музей. Достаточно прийти в Эрмитаж или в Пушкинский музей. Достаточно прийти в Большой театр или в консерваторию, и мы можем получить пищу очень высокого уровня.
Но для этого нам необходимо учиться, во-первых, различать уровни алхимии, а во-вторых, необходимо привить своей сущности привычку. Потому что привычка жить в низкой алхимии, это то, что у нас есть, и человек механически не нуждается в более высоких впечатлениях. То есть, введение в себя более высоких и тонких впечатлений, это сознательное усилие. И с годами работы постепенно у человека может появиться потребность или непринятие какого-то низкого уровня.
Двадцать пять лет назад я работал в Петербурге, и у меня была кружка с отбитой ручкой, я работал за компьютером, делал там какую-то работу, графику. И я помню, что пошел с этой кружкой в кафе. Это были 90-е годы, мы ходили в кафе, нам наливали кофе и мы возвращались на рабочие места. И вот продавщица в кафе, она взяла эту кружку – «давай я тебе ее помою». Для меня в то время это было совершенно нормально, мне совершенно было все равно какого вида кружка, из которой я пью, для меня было главное это то, что я там делаю на компьютере, занимаясь творчеством и так далее. Но если посмотреть на впечатления, которые меня окружали в то время – это были медные впечатление, часто даже свинцовые. Если сказать сейчас, то сейчас я не смогу пить из такой кружки, и я не смогу носить ту одежду, которую я тогда носил. То есть, конечно, я смогу, если мне ее надеть, но внутри появилась искренняя потребность окружать себя более высокими впечатлениями, потому что какая-то часть десятилетиями изучала впечатления более тонкого порядка. И этот процесс называется образование сущности. Сущность в том состоянии, в котором она находится в начале этой работы – не образована, по крайней мере, с точки зрения алхимии. Это, конечно же, не всегда так, существует исключение, есть люди, которые выросли в определенной обстановке, в определенной семье и у них может быть привита алхимия с детства, более высокая. Кроме того, человек от рождения может иметь более тонкую алхимию, то есть, среди нас есть люди, которые механически тянутся к более высоким впечатлениям и отталкиваются от более низких. Но с точки зрения нашей работы мы должны идти дальше, потому что просто окружить себя впечатлениями золотой алхимии недостаточно – это создаст не больше, чем красивый сон. Мы должны ввести эти впечатления в себя, мы должны научиться питаться этими тонкими впечатлениями.
Можно рассмотреть, может быть вкратце, уровень алхимии с точки зрения четырех низших центров. В инстинктивном центре у нас есть три части: механическая, эмоциональная и интеллектуальная. И эмоциональная часть, или дама инстинктивного центра – это очень тонкий инструмент восприятия ощущений и алхимия в инстинктивном центре будет связана с развитием этого восприятия. Например, Володя Ежов на одной из прошлых лекций говорил, что он считал себя человеком, который разбирается в вине. У него было большое прошлое советское, скажем так, крутился среди творческой интеллигенции, ездил по стране и пробовал разные вина. И до того момента, пока он не попробовал французское вино стоимостью 1000 долларов и после того, как у него появился опыт, он попробовал этот вкус, он понял, что ошибался, считая себя человеком разбирающимся в вине. И развитие алхимии или развитие способности восприятия тонких впечатлений происходит через восприятие тонких впечатлений, то есть, нет никаких других секретов, кроме того, чтобы пробовать, пробовать и пробовать. Поэтому с точки зрения инстинктивного центра, мы можем пробовать более тонкие вещи, например, дорогие духи, мы можем пробовать еду, можно прийти в дорогой пятизвёздочный ресторан и попробовать, что такое пятизвездочная кухня. Когда повар используют медицинские весы, для того, чтобы приготовить что-то, когда это делает профессионал, который повторяет рецепт от раза в раз и у него ничего не случается, все действия намеренные. То же самое с ощущениями – существуют ткани, ощущение от которых гораздо выше, качество которых гораздо выше, например, пашмина. И так далее. И в инстинктивном центре мы можем пробовать утончаться, утончаться в еде, в ощущениях, во вкусах, в ароматах. То есть, здесь нужно обратить внимание на то, что существует некий налет. Налет отношения неправильного к тонким высоким впечатлениям. Что, например, дорогое постельное белье, оно вот для богатых. На самом деле оно не нужно, потому что это как бы излишества и так далее. Но человек никогда не пробовал, например, поспать на дорогом постельном белье, когда он попробует это, то он поймет, что есть разница в уровне впечатлений. То же самое в отношении одежды, то же самое в отношении еды. Мы делаем это не для того, чтобы выделить себя, не для того, чтобы сказать «о, я такой крутой человек, который хорошо красиво одевается, ест в дорогих ресторанах, спит на дорогом белье». Нет, мы делаем это с точки зрения сознания, для того, чтобы воспринимать более тонкие впечатления.
Если говорить о двигательном центре то, конечно же, мы можем говорить об алхимии движений, когда вы берете стул, посмотрите, как вы его берете. Механическая машина оттащит стул со скрежетом и создаст много шума, но можно сделать это намеренно. Нужно взять стул двумя руками, намеренно поднять и осторожно бесшумно поставить на другое место. Можно посмотреть на алхимию двигательного центра с точки зрения балета, например. Потому что балет это золотая алхимия двигательного центра, то есть это золотая алхимия движений, красота движений. Двигательный центр также отвечает за формы, за ту гармонию и композицию, которая у вас на столе прямо сейчас. Когда мы организовываем пространство вокруг себя можно обратить внимание как расположены вещи. Например, каждый раз, когда мы приходим домой мы снимаем обувь. Механическая машина это сделает просто, одной ногой зацепится за другую, или как-то там бросить ботинки и пойдет дальше. Но алхимия двигательного центра будет привносить намеренность в это: поставить ботинки аккуратно. Сервировка стола – вообще мы считаем, что очень много в английской традиции, или в том этикете, который есть у королевских семей, аристократических семей Англии, те формы, которым они следуют, это следы школ. Потому что то, как сейчас сервируют столы, например, в Англии, когда встречаются знатные люди, или королевская семья – это золотая алхимия. Вы увидите очень намеренную сервировку: живые букеты, красивейшую посуду и мы можем использовать это для себя. Другое дело, что когда это остается просто формой мертвой, то это не работает. Но если мы используем это для того, чтобы поддерживать присутствие, то это является пищей, поддерживает более высокие состояния. Кроме того, чтобы работать с таким уровнем впечатлений необходимо внимание, и внимание интеллектуальных частей центров. А как мы помним с точки зрения присутствия нам выгоднее находиться в королях, чем в механических или эмоциональных частях.
Алхимия в интеллектуальном центре. Можно выразить очень просто: если это хорошо и коротко это дважды хорошо. Мысли сформулированные хорошо – это золотая алхимия. Конечно же, предмет, который обсуждается, тоже в себе содержит впечатления. Если мы говорим о политике – это не золотая алхимия. Если у нас может быть какой-то симпозиум посвященный Илиаде – это будет золотая алхимия. Не выражать первые «я», не выражать первые мысли, которые приходят на ум. Не выражать оппозиционные «я», не спорить. Больше читать, читать Гёте и читать классиков – это преображает, трансформирует, увеличивает и развивает алхимию интеллектуального центра. Гурджиев также говорил о длинных мыслях, то есть способности человека удерживать тему разговора или удерживать тему, которую он обдумывает, не перескакивая на ассоциативные идеи. Например, когда мы садимся обсуждать какую-то идею, мы остаемся в течение часа в рамках этой темы – это требует интеллектуального внимания.
Эмоциональный центр. Эмоциональный центр – это особая область нашей работы, потому что мы рассматриваем этот центр как врата к высшему эмоциональному центру. Или центр, при правильной работе которого интенсивность или плотность эмоций становится такой же, как у высшего эмоционального центра. И здесь мы можем говорить, что негативные эмоции – осуждение, ложь, жалость, жалобы, депрессия, самосожаление, зависть, гнев, ревность – это все низкая алхимия, это то, что происходит само без внимания, механически неконтролируемо. То есть, в эти эмоции не инвестируется ничего, они не могут быть красивыми гармоничными и содержать какой-то внутренний порядок. Работа с эмоциональной алхимией начинается с эмоционального внимания к другому человеку, с внешнего учитывания, с не выражения примитивных эмоций толпы, стадионных эмоций, с остановки подшучивания, тизинга, в большинстве случаев смеха. Эмоциональный центр, если он сильный, он способен провести человека через трение. Что это значит, это значит, что когда мы с вами помним себя в обычной обстановке, например, как сейчас и трений нет, то это довольно доступно и просто. Но в жизни часто возникают ситуации, в которых есть трение, страдания, боль эмоциональная, и наша задача в момент таких ситуаций продолжать себя помнить. Продолжать разделять внимание, слышать, видеть, и для того, чтобы это произошло, чтобы стало возможным у человека должен быть сильный эмоциональный центр. Он не должен в этот момент свалиться в осуждения в самосожаление и так далее. У него должно быть эмоциональное внимание и это эмоциональное внимание в момент трения приводит к увеличению плотности вибраций, наши эмоции становятся более благородными, они превращаются из эмоций типа: «ну привет, как дела, да нормально, ну все, ну пока», то есть, вот это обычное эмоциональное состояние человека – гораздо более глубокое переживание. Конец фрагмента.

5
Rated 5 out of 5
5 из 5 звёзд (основано на 3 отзывах)
Отлично100%
Очень хорошо0%
Приемлимо0%
Плохо0%
Ужасно0%
Rated 5 out of 5
9 Июн 21

Здравствуйте. Замечательная лекция. Интересная тема. Спасибо.

Елена М
Rated 5 out of 5
8 Июн 21

Лекция помогает понять то, насколько важен уровень алхимии, находящейся внутри человека. Повышение алхимии дает возможность человеку получать тонкие впечатления, необходимые для высших центров. А самое главное то, что человек сам может повысить свою алхимию, что несомненно даст ему возможность эволюционировать. Лекция очень практична, дает четкие инструменты для повышения алхимии и развития высших центров. Спасибо.

Наталья
Rated 5 out of 5
3 Июн 21

Отличная лекция.

Игорь

Написать в WhatsApp
Вам помочь?