Базовые идеи 4-го пути

Психология возможной эволюции человека. Современная школа 4-го пути. Начало практической работы.


Запись лекции

Доступ ко всем записям лекции, начиная с 2019 года на YouTube.


Транскрипт

Транскрипт последней лекции для мобильного и ПК в формате PDF.


Упражнения

Вы сможете проверить полученные идеи на практике.

Содержание

Три классических пути духовного развития человека – факира, монаха и йогина. 4-й Путь – «путь домохозяина», или «путь хитреца» проходящий в обычной жизни. Духовное развитие как процесс эволюции сознания человека. Четыре состояния сознания. Человек машина, действующая по принципу стимул-реакция. Основные иллюзии удерживающие человека «во сне». Три обязательных условия для начала работы над собой. Четыре низших центра человека. Сексуальный центр. Многие «я». Основные препятствия к сознанию – отождествление, воображение, негативные эмоции и ложь самому себе о себе самом. Высший эмоциональный и высший интеллектуальный центры. Практика разделенного внимания и вспоминания себя. Рабочие «я». Три линии работы. Три вида влияний.

«Школы существуют только для тех, кто в них нуждаются и кто знает, что нуждается в них».

— Петр Успенский

Выберите подписку чтобы посмотреть записи

Фильтр Быстрый результат
Сбросить Применить
Базовые идеи 4-го пути

Бессрочный доступ к  последней и всем предыдущим записям лекции на YouTube, практические упражнения и транскрипт лекции.

Стоимость подписки:
900 
Просмотр записей
14 сен 2019
|
16 янв 2021
|
2 мая 2020
Записи 15-ти лекций I части цикла

Подписка на все записи I части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 15-ти лекций II части цикла

Подписка на все записи II части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 30-ти лекций цикла

Подписка на все записи лекций цикла, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
18 000 27 000 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021

или присоединяйтесь к живым лекциям

«4-й путь Гурджиева: система, теория и практика». Расписание лекций

Фильтр Быстрый результат
Сбросить Применить
Пробный месяц Zoom Рекомендуем!

Подписка на пробный месяц включает живое участие в 5-ти ближайших лекциях согласно расписанию цикла. Вы так же получаете бессрочный доступ к записям лекций и практическим упражнениям по теме.

Стоимость подписки:
3 375 6 750 
Разовое предложение!
Первая часть 2021 Zoom

Подписка на 15 лекций первой части цикла 04 сен – 11 дек 2021. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
04 сен - 11 дек 2021
Вторая часть 2021-22 Zoom

Подписка на 15 лекций второй части цикла 08 янв - 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
08 янв - 16 апр 2022
Весь цикл 2021-22 Zoom

Подписка на 30 лекций цикла 4 сен 2021 – 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только просмотр записей. Доступ к записям и упражнениям не ограничен по времени.

Стоимость подписки:
18 000 -30 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
04 сен 2021 - 16 апр 2022

Фрагмент транскрипта лекции

Сергей Т: Мы говорим о Четвертом пути как пути духовного развития человека. Но прежде, чем говорить о духовном развитии человека, необходимо понять, в чём оно состоит, как человек может развиваться и какие духовные качества, какие силы и способности могут быть приобретены.
Давайте сделаем несколько шагов назад и вернемся к моменту рождения. Мы рождаемся и приходим в этот мир, совершенно не осознавая, что нас окружает. Мы не имеем об окружающем нас мире ни малейшего представления. Мы не разбираемся в еде. Мы не можем ходить. Мы не можем говорить. Мы не можем выражать эмоции, давать какую-то оценку, выражать благодарность, сочувствие. Мы всем этим не обладаем. Все, что мы осознаем в первые моменты, в первые дни жизни – это вкус материнского молока, окружающая температура, мы начинаем более-менее управлять глазными яблоками и осознавать, что нас окружает. Но мы не осознаем смысл и значения звуков, которые мы слышим, мы не осознаем взаимосвязи между вещами, которые мы видим, мы не осознаем их предназначение, и ещё многое-многое чего не осознаем. В этот период времени мы не управляем собой. Примерно год человек не может управлять своим телом, к концу года жизни он только может вставать на ноги и делать первые шаги. К трем годам мы ещё не можем четко и ясно выражать свои мысли и идеи, которые у нас возникают, потому что в три года человек обладает запасом слов примерно в тысячу слов, в два года словарный запас составляет 200 и 300 слов. Что-то сказать, выразить какие-то сложные концепции, свои мысли в этом возрасте практически невозможно. Человек не обладает еще контролем над эмоциями. Нет контроля над своими мыслями. Но более всего человек не осознаёт тот мир, который его окружает, таким, как он есть. Мир, который он видит, смешан с его иллюзорными представлениями. И эти иллюзии по мере взросления отпадают. Мы, например, узнаём, что две дырочки в нижней части стены – это электрическая розетка, и что это не просто две дырочки, куда можно совать вилку или какие-то другие предметы, это вещь, к которой подключается предмет для получения электрического тока, какой-то прибор или какой-то инструмент. Но наверняка вы сами, ваши дети, или чьи-то чужие дети совали в розетку вилку, какие-то другие предметы и получали удар током. Так мы знакомимся с реальным миром. И мир, который нас окружает, не такой, каким он нам кажется. По мере жизни некоторые иллюзии укореняются и усложняются. Какие-то иллюзии остаются с нами до конца жизни. Но хуже всего, что эти иллюзии смешиваются с восприятием мира, влияют на мысли человека, на его эмоции, на его поступки. Мы подходим к моменту развития в очень невыгодном положении, невыгодной ситуации, то есть ситуации, в которой наше представление о самих себе и окружающем мире смешаны с нашими иллюзиями, смешаны с нашим воображением о мире, какой он есть.
И пути духовного развития, прежде всего, требуют освобождения от иллюзорных представлений, от иллюзорных мыслей, от собственного воображения, можно сказать, обобщенно.
Традиционно путей эволюции существует несколько. Гурджиев выделял четыре пути. Первый путь называется путем факира, или путем человека, который достигает духовного развития, духовных качеств и освобождение от иллюзий путем усиленной работы с телом. Человек подвергает свое тело испытаниям. На пути факира люди ложатся и лежат на гвоздях по несколько часов. Они не двигаются по несколько часов в одной позе. Факир в переводе с арабского означает нищий. Эти люди подвергали свое тело очень серьезным испытаниям, нагрузкам. И благодаря этому они создавали внутреннюю борьбу, внутреннее преодоление и развивали волю, сопротивляясь чувству голода и холода, сопротивляясь желанию двигаться. И благодаря преодолению этих лишений человек развивал в себе дух, развивал в себе волю и развивал в себе новые качества. Но этот путь требовал уединения от жизни, ухода от жизни, от обычной семьи, отказ от доходов, от работы, от семьи. И этот путь в основном был развит на Востоке, в странах Азии.
Второй путь, или путь монаха, – это путь человека, который работает со своими эмоциями. Работа на этом пути требует подавления негативных эмоций, требует разрушения собственного эгоизма, самолюбия, гордыни и тщеславия, самовосхваления, желания возвышаться над другими людьми. И, преодолевая эти эмоциональные порывы, преодолевая желание выразить негативность, негодование по отношению к другим людям, человек достигает освобождения от собственных эмоций, достигает освобождения от привязанности к вещам и от иллюзий, которые у него есть в отношении себя и окружающих людей. Человек благодаря этому пути мог достичь высокого уровня духовного развития.
Третий путь, или пути йогина, брата йога, королевская йога или классическая йога требует контроля над умом, над мыслями, над процессом мышления. И путем медитации и уединения человек может добиться контроля над мышлением, освободить себя от иллюзий и увидеть мир, реальный мир, таким, какой он есть. Это тоже долгая, упорная работа. Ее сосредоточение тоже находилось на Востоке, в основном в Индии.
Также существует 4 путь – путь, который вмещает себя практики всех путей, всех других путей. Еще его называют путем хитрого человека, потому, что этот путь требует незаметности. Если факиров, монахов, йогинов очень легко распознать по их внешним проявлениям, по их внешней практике, то на четвертом пути основное требование – работа должна быть незаметной для других людей. Человек не должен показывать свою духовность, свое отличие от других людей, не должен показывать, что он применяет какие-то духовные практики. На этом пути сознание человека одновременно освобождается от привязанности к физическому телу, привязанности к эмоциям, к ложному восприятию себя, ложному «я», освобождается от мыслей, от идей, от мыслительного процесса.

Александр К: Итак, повторим: если взять все существующие на земле пути духовной эволюции человека, то так или иначе каждый из этих путей можно отнести к одному из трех. Гурджиев говорил, что в наше время существует всего три традиционных пути. Первый путь – это путь тела, путь факира. На этом пути человек работает через испытания своего тела. Он накапливает более тонкую энергию через трансформацию трений, которые создает для своего физического тела. Этот путь – путь имитации. К нему практически нет каких-то инструкций, наставлений. Факир просто копирует поведение учителя и таким образом работает. Согласно Гурджиеву это наиболее сложный путь, дающий очень небольшие результаты за большой период времени.
Второй путь, о котором говорил Гурджиев, – это путь монаха, путь сердца. Это человек, который работает со своим эмоциональным центром и через определенную… дисциплину, намеренные эмоции. Например, это дисциплина, связанная с верой, с тем, что человек не верит определённым эмоциям, которые производит его эмоциональный центр, и старается намеренно следовать своей вере, слушаться своего наставника, то есть использовать послушание, тем самым отказываясь от самого себя. На пути монаха человек делает то, что ему говорят. То есть для него важно отказаться от своеволия, которое связано с определенными эмоциями.
Третий путь – это путь йогина, путь ума. Сейчас первая ассоциация со словом «йога», это какие-то физические упражнения. Они могут быть более изощренные, менее изощренные, но тем не менее большинство йоги, которую сейчас можно встретить, скорее всего правильно отнести к пути факира. То есть это работа с телом. Йога, о которой говорил Гурджиев, – это работа с умом. Она осталась сейчас еще в Непале, в Тибете. Например, традиция Ваджраяны, где используют внутренние практики. Там есть небольшое количество практик, связанных с телом вначале, но потом человек полностью погружается в работу со своим умом, с визуализацией, уходит внутрь. На пути йоги от человека требуется понимание. Он не должен ничего делать без того, чтобы сначала понять и разобраться, и поэтому на пути йоги очень важно иметь учителя, который даёт точные инструкции и обладает тем знанием, которому он учит.
Все эти три пути едины в том, что человеку, для того чтобы практиковать их, необходимо уйти из жизни. В смысле оставить ту социальную жизнь, о которой мы говорим, возможно, семью, уйти куда-то в пещеру, в монастырь и так далее. То есть он отказывается от жизни, с одной стороны, освобождая себя от определенных трений и трудностей, с другой стороны, начинает вести более аскетичный образ жизни, что тоже создает трение.
Четвертый путь, о котором мы говорим, – это путь домохозяина или путь хитреца. Это путь, проходящий в жизни, и в отличие от первых трех путей он не требует от человека ухода от жизни. Считается, что та ситуация, в которой человек находит себя в начале этого пути, лучше всего подходит для его работы, потому что она отражает реальный уровень бытия этого человека. Если человек начинает привносить осознанность и беспристрастно наблюдать себя, он хорошо видит свой уровень бытия. Жизнь, которую проживает человек, создает очень много ситуаций, которые можно использовать для работы. Это ситуации, в которых человек испытывает трение, иногда даже страдание. В жизни возникает очень много взаимоотношений с людьми. А это всегда очень ценный материал для внутренней работы.
Поэтому четвертый путь и школы четвертого пути, которые появляются, как правило, не имеют каких-то застывших форм. Каждая школа соответствует своему времени и работает с тем, что предлагает время, в котором она появляется и потом исчезает. Например, существовали школы строителей, и эти школы оставили свое наследие в виде готической архитектуры.
Для того чтобы говорить дальше о четвёртом пути, нужно задуматься, куда ведёт этот путь? Четвертый путь рассматривает духовную эволюцию человека как эволюцию его сознания. Четвертый путь не работает с развитием каких-то внешних способностей и функций, видимых для человека. В этом отношении человек настолько, насколько он мог, уже развит до определенного уровня. Каждый из нас совершал усилия. Что-то изучал, кем-то пытался стать. Мы приобрели профессию, научились существовать в этой жизни в обществе, но для того, чтобы развиваться дальше, необходимы качественно другие усилия, усилия другого рода. Человек должен посмотреть внутрь, потому что именно этот аспект развития в большинстве случаев упускается. Человек развивается, смотря вовне. Он стремится делать какие-то вещи вовне, учится делать вещи, которые будут полезны кому-то, и так далее. Он, как правило, не задумывается о том, что необходимо развить что-то, изменить какие-то качества внутри себя. Одно из таких качеств, о котором мы будем говорить, это сознание. Для того чтобы говорить о сознании в дальнейшем, необходимо понять, что под сознанием подразумевает четвертый путь.
Чтобы было проще разобраться, четвертый путь выделяет четыре состояния сознания. И хотя есть определения этих состояний, чтобы практически понять каждое состояние сознания, человеку необходимо иметь реальный опыт его переживания. Первые два состояния сознания знакомы нам всем. Первое состояние – это физический сон, когда человек ночью отдыхает. В этом состоянии его функции не работают. Связи между ними разорваны, в этом состоянии человек практически не способен воспринимать реальность, которая его окружает, он не способен воспринимать самого себя. Тем не менее во сне существует небольшая связь с той реальностью, в которой человек живёт, ему могут сниться сны в зависимости от того, что он испытывает, или в зависимости от воздействия, которое оказывает на него внешняя среда. Например, если он замерз, ему может присниться сон, что он без одежды, голый находится где-то. Если у него будет кружиться голова во сне, то ему может присниться, что он летает, и так далее. Второе состояние сознания – это состояние, в котором мы все с вами находимся. Состояние, когда человек утром просыпается, встает с постели и начинает свою жизнь. В этом состоянии в зависимости от уровня бытия человека он может быть весьма внимательным. Его функции могут концентрировать или фокусировать своё внимание на различных действиях. Но если посмотреть внимательно, то увидишь, что практически всегда человек не включает в это свое осознание самого себя и свой внутренний мир. Это относится и к простым людям, и людям талантливым, творческим или ученым и даже к людям, которые создают гениальные произведения искусства или гениальные изобретения. Они могут работать с вниманием, но они не видят самих себя. Утром я просыпаюсь, готовлю себе завтрак, заправляю постель, иду на работу, еду в транспорте, говорю с людьми, делаю какие-то дела, но для того, чтобы жить такой жизнью, мне совершенно не требуется осознавать самого себя. Поэтому такой человек постоянно находится вне поля своего зрения. По сути человек не видит себя, он имеет дело с самого рождения с воображаемой картиной себя. Воображаемая картина себя поддерживается в нём привычкой к постоянству своего тела, которое очень медленно меняется, тем, что это тело называют одним и тем же именем и так далее. Также это поддерживается людьми, которые окружают человека во втором состоянии сознания. В этом состоянии ничего не может измениться. Качественные изменения могут произойти, если человек, находясь во втором состоянии сознания, обратит часть своего внимания на себя самого и решит какое-то время, например, в течение всего дня, продолжая взаимодействовать с этим миром, удерживать внимание на самом себе, стараться наблюдать самого себя, свои эмоции, свои мысли, свои движения, свои ощущения. Это очень просто. Если человека спросить в моменте: «Сознателен ли ты сейчас?», если я вас сейчас спрошу: «Осознаете ли вы себя? Каждый из вас?», вы ответите: «Да», потому что вопрос сам по себе сработает таким образом, что у вас появится внимание. Внимание, сфокусированное на самом себе. Это просто. Из-за этой простоты человек думает, что он этим вниманием или этим сознанием обладает. Но если вы попробуете удерживать его хотя бы 30 секунд, то станет понятно, что любая мимолетная мысль, любое движение, любое ощущение уводит внимание, и человек теряет внимание к самому себе, теряет самосознание. Когда он теряет самосознание, он продолжает действовать, но уже не осознаёт те действия, которые совершает, то есть он не видит самого себя. Или, как говорил Гурджиев, человек не помнит себя.
И вот здесь мы подходим к третьему состоянию сознания, состоянию, в котором естественным образом человек осознает себя как часть момента, в котором он находится. Это не какой-то порыв или какое-то усилие, которое каждый из нас совершает. Хотя через подобные усилия, через разделённое внимание, о котором мы будем позже говорить, человек может прийти к третьему состоянию. Третье состояние очень лёгкое. Оно переживается, как яркие впечатления момента. У каждого из нас оно было в жизни. В те или иные моменты. В детстве особенно. Когда человек переживал: «Как странно, я здесь». Ощущал запах, видел цвета ярко, переживал эмоционально момент. Третье состояние случается с человеком. Но четвертый путь говорит, что необходимо научиться делать это состояние постоянным. Научиться жить в нем, потому что на случай надеяться нельзя. Именно с этого начинается работа. Здесь мне хотелось бы сделать акцент, что никакая работа невозможна, если человек не видит себя. Ведь он пытается работать с самим собой. Поэтому, для того чтобы что-то делать, нужно сначала быть, нужно помнить себя. В течение первой части нашего курса, нашей серии лекций мы будем пытаться привнести третье состояние или состояние осознанности в свою жизнь. Будем пробовать делать работу из состояния самосознания необычным образом. Согласно этой теории если человеку удаётся удерживать третье состояние более или менее продолжительное время, то у него могут возникать вспышки четвертого состояния. Четвертое состояние сознания, как ни странно, знакомо нам из литературы гораздо лучше, чем третье. Его называют состоянием самадхи, просветления, озарения и так далее. Что происходит в этот момент? В четвёртом состоянии человек вдруг, с необычайной скоростью, мгновенно видит связи между вещами. Когда человек видит внешние явления и понимает, какое отношение эти явления имеют к нему самому. То есть он видит их в контексте своего психологического мира и понимает, что то, что происходит в его жизни, неразрывно с ним связано. Иными словами, четвертое состояние сознания – это работа функции, способной регистрировать огромное количество связей за очень короткое время. Третье и четвертое состояние сознания связаны с работой высших частей человека, которые обычно ему недоступны. Об этих центрах или высших частях мы скажем сегодня чуть позже. И также хотелось бы сказать, что первое и второе состояния сознания называются сном. Первое – это физический сон, а второе – это сон наяву. Гурджиев так и говорил, что человек спит, и для того чтобы ему начать меняться, он должен проснуться. Во сне человек проживает свою жизнь. Для того чтобы понять, как можно прожить десятки лет, иногда 100 лет, без сознания, нужно объяснить идею человеческой механичности.

Сергей Т:
Процесс духовного восхождения, духовного роста также является освобождением сознания от иллюзий. Сознания не в плане мыслительного процесса, а сознания в смысле осведомленности. Например, осведомленности о том, что вы сейчас слушаете эту лекцию и продолжаете ощущать свои стопы на полу и ощущать то, что ваша спина прямая одновременно. И в сознании как осведомленности имеются различные степени. Мы можем наблюдать разные степени сознания.
Первая степень, или первый уровень сознания, это так называемый сон, пассивное состояние, в котором человек лежит на кровати или сидит в удобной позе с закрытыми глазами и видит сны. В этих снах он взаимодействует с вымышленными людьми, предметами, ведет с ними разговор, взаимодействуют с ними, но это пассивное состояние сознания, в котором сознание смешано с иллюзиями. Человек спит, не двигается, он практически не осведомлен о том, что происходит вокруг него на самом деле. Если кто-то войдёт в комнату и будет что-то делать, человек об этом не будет осведомлён, он не будет осознавать этого, он спит, он видит сны. Пробуждаясь утром, состояние сознания меняется, и это состояние называется бодрствующим сознанием. Но если посмотреть очень внимательно и глубоко, то в этом состоянии сны не уходят, они просто становятся невидимыми, и эти сны влияют на мысли человека потому, что человек может воображать что-то, приписывать себе какие-то-то несуществующие способности, либо наоборот вообразить какие-то страхи, какие-то болезни, несуществующие препятствия. Например, некоторые люди испытывают колоссальное волнение и страх перед тем, как позвонить работодателю об устройстве на новую работу. Они боятся сделать звонок, и их воображение о том, что им откажут, лишает их возможности получить лучшую работу. Это как пример. В этом состоянии человек не осознает себя. Самое главное, в этом бодрствующем состоянии сознание человека смешано с его воображением о самом себе, о вещах вокруг него, о других людях. Человек не осознает намерения других людей, их стремления, их необходимости, их нужды. Он не осознает, что люди испытывают, вообще интересно им или нет, что он говорит, этого он тоже не осознает в этом состоянии. И поэтому некоторые люди не могут остановиться, даже когда их собеседникам уже неинтересно.
Другое состояние сознания – это состояние более высокое, состояние, в котором человек осознает самого себя. Он осознает свои силы, свои способности. Он осознает, что с одним и тем же человеком он поступает и грубо, и нежно, он любит его и одновременно были моменты, когда он испытывал злость, были моменты, когда он выражал безразличие к человеку, которого он любит. В этом состоянии человек видит объективно самого себя. Он объективно видит, что он из себя представляет внутри. Он видит, что он одновременно и любит другого человека, и ненавидит его, или безразличен к нему, что у него есть совершенно другие интересы, возможно к другому человеку. Это состояние способно вызвать в нём вспышку совести, вспышку самосознания. И это дает возможность человеку быть объективным по отношению к самому себе. В этом состоянии человек не будет давать обещаний выполнить то, чего не может. Самое главное, человек осознает свои мысли, в этот момент он осознает свою позу, он осознает причины своих поступков, он осознает то, к чему может привести то или иное действие, которое он собирается совершить.
Есть еще более высокое состояние – четвертое состояние сознания, о котором пишется в мистической литературе. В этом состоянии сознания человек осознает мир, реальный мир, таким, какой он есть на самом деле. Например, наши глаза, наши органы восприятия очень ограничены, мы не видим многих вещей, мы не видим намерений других людей, мы не видим их переживаний, но в четвертом состоянии сознания возможно даже знание имени совершенно незнакомого человека. Телепатия, ясновидение – это все является проявлениями, доступными в четвертом состоянии сознания. Поэтому духовное развитие, духовное возрождение состоит в обретении новых духовных качеств, во внутреннем изменении, внутренней трансформации человека. Конец фрагмента.

5
Rated 5 out of 5
5 из 5 звёзд (основано на 3 отзывах)
Отлично100%
Очень хорошо0%
Приемлимо0%
Плохо0%
Ужасно0%
Rated 5 out of 5
29 Май 21

Всё отлично!

Феликс
Rated 5 out of 5
21 Фев 21

Очень интересная лекция! Спасибо организаторам и лекторам за увлекательный экскурс в базовые понятия четвертого Пути. Тронуло особое внимание к аудитории с точки зрения учета такого аспекта, как неодинаковое восприятие слушателями лекторов разного типа.

Иван Сачков
Rated 5 out of 5
2 Фев 21

Лекция была интересной, познакомились с разными лекторами. Очень понравилось исползовать внимание на глазах и на тексте который читаю. Практику дал Сергей. Очень интересные ощущения. Почувствовала как я воспринимаю информацию от разных людей.это тоже дало свои переживания.

Наталья
Написать в WhatsApp
Вам помочь?