Знание и бытие

Понимание, как равнодействующая между знанием и бытием


Запись лекции

Доступ ко всем записям лекции, начиная с 2019 года на YouTube.


Транскрипт

Транскрипт последней лекции для мобильного и ПК в формате PDF.


Упражнения

Вы сможете проверить полученные идеи на практике.

Содержание

Линия знания и линия бытия. Понимание, как равнодействующая между знанием и бытием. Теоретическое изучение идей Системы 4–го пути. «Кредит доверия» в работе. Работа с упражнениями. Своеволие и ложная личность как препятствия к росту бытия. Большие цели и подрыв воли. Маленькие цели и работа на масштабе момента. «Магнетизм» как постепенно растущая способность к усилиям. Вера, как результат проверок. Практические упражнения на неделю.

«Ни знание, ни бытие в отдельности не могут дать правильного понимания, так как понимание есть результат одновременного роста знания и бытия».

— Петр Успенский

Выберите подписку чтобы посмотреть записи

Фильтр Быстрый результат
Знание и бытие

Линия знания и линия бытия. Понимание, как равнодействующая между знанием и бытием.  Теоретическое изучение идей Системы 4–го пути. «Кредит доверия» в работе. Работа с упражнениями. Своеволие и ложная личность как препятствия к росту бытия. Большие цели и подрыв воли. Маленькие цели и работа на масштабе момента. «Магнетизм» как постепенно растущая способность к усилиям. Вера, как результат проверок. Практические упражнения на неделю.

«Ни знание, ни бытие в отдельности не могут дать правильного понимания, так как понимание есть результат одновременного роста знания и бытия». Петр Успенский

Стоимость подписки:
600 -1 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
11 июл 2020
|
23 ноя 2019
|
27 мар 2021
Записи 15-ти лекций I части цикла

Подписка на все записи I части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
12 000 13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 15-ти лекций II части цикла

Подписка на все записи II части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
12 000 13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 30-ти лекций цикла

Подписка на все записи лекций цикла, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
21 000 27 000 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021

или присоединяйтесь к живым лекциям

«4-й путь Гурджиева: система, теория и практика». Расписание лекций

Фильтр Быстрый результат
Первая часть 2021 Zoom

Подписка на 15 лекций первой части цикла 04 сен – 11 дек 2021. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
04 сен - 11 дек 2021
Вторая часть 2021-22 Zoom

Подписка на 15 лекций второй части цикла 08 янв - 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
08 янв - 16 апр 2022
Весь цикл 2021-22 Zoom

Подписка на 30 лекций цикла 4 сен 2021 – 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только просмотр записей. Доступ к записям и упражнениям не ограничен по времени.

Стоимость подписки:
18 000 -30 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
04 сен 2021 - 16 апр 2022

Фрагмент транскрипта лекции

Владимир: мы переходим к нашей теме. У нас сегодня тема «Знание и бытие». Сейчас я вам прочту одну цитату на всякий случай.
«Не знание, не бытие в отдельности не могут дать правильного понимания, так как понимание есть результат одновременно роста знания и бытия». Петр Демьянович Успенский.
Сейчас поговорим немножко, что такое бытие и что такое знание. В начале теория простая. Знание – это то, что вы читаете в книжках, это то, что не принадлежит нам, и то, что мы читаем в книжках. А бытие – это наш опыт. То через, что мы прошли. То, что мы попробовали относительно этого знания. И тогда у нас начинает появляться понимание.
Гурджиев давал простой пример или избыточного знания, или избыточного бытия. Он говорил, что когда знание избыточно в человеке, он имеет очень много информации, предположим, он какой-нибудь там йог. Он знает все теории, но он никогда не переживал этих состояний, о которых сказано в этих теориях. Это то, что касается эзотерики. Или в других сферах знания, предположим, вы, но это невозможно представить, если вы повар, но тогда вы не повар, вы прочитали очень много рецептов. Но никогда ничего не готовили. Это приблизительно вот так. И вы встречаетесь с профессиональным поваром, и спрашиваете: а ты умеешь это готовить? А ты умеешь вот это готовить? А я вот знаю вот такой рецепт. А я вот знаю вот такой рецепт. Но вы это никогда не готовили. А тот, может быть знает, готовил. Но не так много знает, как вы, но готовил. И у него есть реальный опыт.
А теперь представьте себе другого человека, который что-то готовит сам, но никогда не читал никаких рецептов. Он чему-то научился. Но его диапазон очень узкий. Он умеет только то, что он сам научился. Он не знает, что пробовать, что чего пытаться освоить нового. И это вот две крайности, в которые, как он говорил, люди цивилизованные обладают слишком большим количеством знаний и слишком малым опытом в освоении этих знаний или практикой. А люди простые деревенские подчас обладают опытом жизни, но они не знают, что нужно делать. Они не знают, куда двигаться. Им нужны элементарные знания. Но это реже встречается. Чаще в нашем цивилизованном мире интеллектуальных людей встречаются избыток знаний.
Опять же пример с рецептом, это очень точный иллюстрирующий пример. Тут много женщин, которые готовят. И мужчины, я надеюсь, готовят. Я сам люблю готовить. Мы из этого можем понять, что такое разница между знанием и бытием. Этот пример очень точно иллюстрирует.
Вот вы прочли рецепт, вы узнали, какие ингредиенты требуются для приготовления, скажем, борща. Но вы его никогда не готовили. И вот когда вы начинаете готовить, вы сталкиваетесь с огромным количеством мельчайших деталей, о которых в рецепте ничего не было сказано, но вы-то думали, что уже знаете, как готовить борщ.
Я говорю специально очень простой пример, который иллюстрирует очень ясно. Потому, что есть сферы знания более тонкие, там люди путаются значительно больше, думая, что они знают. Но с борщом проще значительно.
Вы прочли, между прочим, что нужно тушить свеклу, но как ее тушить? Ее тушат по-разному. Существует миллион разных вариантов: что нужно добавить, когда она тушится, нужно ли ее обжарить, нужно ли добавить кислоту, как долго ее тушить. Вот эти все вещи тончайшие, которым вы учитесь в процессе освоения этого рецепта, помогают вам приобрести понимание. Это результат знания, в результате взаимодействия знания и бытия происходит то, что говорил Гурджиев, понимание. Когда вы понимаете, как готовить борщ, это уже серьезно. Как он говорил, когда человек понимает, как готовить кофе, с ним уже можно разговаривать.
Это шутка, я понимаю в сфере кулинарии нам всем это ясно. Это просто. А вот в сфере эзотерики – это не ясно, поверьте мне. Часто люди приходят в школу и начинают заниматься сравнительным анализом. Вот вы об этом говорите, а в другом месте сказано…, а в другой школе…, или там у индусов…, или у кого-то там еще говорится об этом же. Или говорится об этом по-другому. Но спрашивается, для чего человек эти вещи говорит? Его просят просто что-то сделать, а он начинает заниматься сравнительным анализом. Потому что ему кажется, что он знает. Знает свое, знает лучше и это беспрерывно очень мешает человеку на пути эволюции. Все время ему кажется, что он что-то знает.
Предположим, вы прочли в «Поисках чудесного» или «4-й путь» Успенского. Там огромное количество знания заключено. И вот вы приходите в школу, и вам чего-то там говорят, но вы-то это все уже знаете. И может быть, даже помните лучше, чем те люди, которые вам говорят. И вы начинаете им объяснять, что нет, тут немножко по-другому. Успенский говорил немножко по-другому. А Гурджиев говорил вот так. Не совсем точно, как вы. А вам говорят, знаешь, что, а помоешь посуду сегодня? Или уберешь пол? Помоешь пол? Или там нужно сделать что-то. И вы думаете, а какое это имеет отношение к тому, что писал Гурджиев или Успенский. И вы не очень можете понять, как вот это простое дело, которое вас просят сделать, связано с вашей эволюцией. И с самоизучением.
Тут начинается самое интересное. Человеку очень часто кажется, что он что-то знает, поэтому учитель часто может дать совершенно абсурдное, попросить сделать какую-то абсурдную вещь. Она с точки зрения знания абсолютно выбивает вас, вы не понимаете, а для чего мне все это делать? Какое это имеет отношение к моему пониманию работы над собой? А отношения это не имеет никакого, то, что он просит сделать. Имеет отношение, насколько вы можете повиноваться, насколько вы можете согласиться. Потому, что неспособность соглашаться – это огромное препятствие на пути. Потому что в начале человек должен научиться соглашаться хотя бы с учителем. Потому, что он пришел в школу. Прежде чем научиться соглашаться с порядком мира, с окружающей средой, а именно присутствовать.
Что такое присутствовать? Прежде чем присутствовать, нужно согласиться с настоящим, или принять настоящее на его неопровержимом, как говорит учитель, условии. Не важно, какое оно, оно может быть абсурдным, оно может быть глупым, оно может быть, бог знает, каким. Более того, принятие тоже не самая главная черта, хотя через это нужно пройти и нужно научиться принимать.
Дело в том, что когда человек выработал в себе привычку принятия, он начинает, наконец, замечать окружающий мир. Раньше он его судил, раньше он смотрел на что-то и говорил, – я это знаю, это так, а вот это так, вот это мне интересно, а вот это неинтересно. И мог ничего нового никогда не увидеть. Потому, что он старый, взрослый, умный, все знающий человек.
Поэтому один из самых мудрых людей, Сократ, сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю». Он открыл дверь новому, абсолютно новому. Он ничего не знает. Он заново ребенок. Он заново принимает окружающий мир. Вот это очень высокий уровень бытия.
А у нас есть личность, она закрывает нашу сущность, мы говорили на прошлой встрече про сущность и личность. Поэтому дети такие открытые, они – в сущности, маленькие дети я имею в виду, не подростки, они уже конечно закрываются, а маленькие дети, 5-6 лет. Они готовы учиться, они готовы слушать папу и маму. Они готовы слушать кого угодно. Потому что они открыты. Они – в сущности.
От нас требуется, конечно же, не быть маленькими детьми, глупыми, но быть взрослыми, вот с такой открытой сущностью, чтобы мы могли учиться, чтобы могли соглашаться. В начале с учителем, который может сказать, – а ну-ка заплати-ка мне такую сумму, или сделай-ка вот такую-то вещь, которую вам совершенно не хочется. Или вообще скажет какую-то вещь, которая покажется вам полным абсурдом и глупостью. А вы должны. Это трудно очень. Даже с нашим учителем это очень трудно, потому что не понятно, как-то странно рядом с ним.
Я вам расскажу, например, такой случай. Он понятен будет вам, когда я его объясню, но в непосредственном столкновении очень трудно перенести такие вещи. Например, он одного старого студента, который был его помощником, тогда этот студент не был очень старым. Сейчас он очень старый. Он его попросил посадить деревья – южные мандарины в том месте, где находится наша школа. А там ночью температура опускается ниже определенного предела, за которым уже становится вредно для этих деревьев. Поэтому были дебаты, обсуждение сложное, и учитель сказал, – ты знаешь – посади деревья. Этот человек посадил деревья, хотя у него были большие сомнения, что они не померзнут. Вернее, тот студент даже высказал свои опасения, что они померзнут. Но учитель ему сказал, знаешь, что, сажай, я тебе говорю. Он посадил. Прошло какое-то время. Деревья померзли. Учитель спросил студента, – как там наши деревья. Он сказал, что они померзли, я же говорил. Учитель говорит, как померзли, а зачем же ты их сажал? Студент – но ты же мне сказал, чтобы я их посадил. Учитель говорит, – а зачем же ты меня слушал?
Это пример того, что с сознательным учителем ты не будешь прав никогда. Если бы он его не послушал, он бы не был прав. Когда он его послушал, он оказался не прав. Почему? А потому, что, правда, совсем не в деревьях. А, правда в том, что этот студент должен стать сознательным, и учитель ему показал, что он пока несознательный. Пока он еще на уровне ученика. Это очень хорошая такая работа даже не с деревьями. Это абсурд. Это почти как в древности было у всяких дзен буддистов.
Когда нет правильного ответа на вопрос и твое желание ответить правильно неправильно. Но и неправильно ты ответить не можешь. Это заколдованный круг. Это смятение. В этот момент, если человек может присутствовать, соглашаться с этим, происходит рост его бытия, происходит рост его терпения.
Поэтому в школе нам дают упражнение, например, не выражать негативность. Однажды одна серьезная студентка сказала – ну как без выражения негативности добиться какого-то результата от коллектива человеческого. Люди не слушаются, люди делают, как они хотят, как их окоротить, приказать довольно жестко нужно, делать именно так.
И тогда ей кто-то ответил – а какого результата ты хочешь добиться – внешнего результата, какого-то действия или роста своего сознания? И вот тут опять столкновение довольно абсурдное с окружающей средой. С одной стороны – вы должны получить результат, внешний, вас учитель попросил что-то сделать.
С другой стороны – вы не достигаете этого результата по какой-то причине. А сам результат тоже не так важен.
То есть, получается, что вы в смятении, должен вырасти ваш уровень бытия. И вот это главное достижение. Поэтому Школу очень трудно судить за внешний результат. Подчас нет внешнего результата, или даже результат минусовой. Хотя со студентами это происходит постоянно. Они говорят – ну-у, там ничего не получается…, у этих ничего не вышло, из этого, как всегда, ничего не выйдет. И у меня точно так же.
Механически наша человеческая машина начинает судить неудачи. А очень часто неудачи способствуют росту бытия. Больше чем удачи. Внешне. Чисто внешне.
Но у нас есть ложная личность. Так сказать – мы воспитаны определенным образом, нам кажется, что мы знаем, и поэтому мы судим. И у нас есть своеволие так называемое, которое говорит, что я знаю лучше. Мне говорят, – сделай так. А я говорю, – да, нет, я знаю, как сделать лучше. А вопрос не в том, как сделать лучше, а сделать именно так, как тебе сказали. Пускай даже это приведет к худшему результату. Вот это перенести очень тяжело человеку, который думает, что он прав. И он прав. Внешне он прав. Но внутренне он проиграл. Потому что он не согласился, он стал настаивать на своем. А где тут согласие, если человек настаивал на своем. А если нет согласия, нет гармонии, нет принятия настоящего.
И повторяю. Принятие тоже не важно. Важно, в конечном счете, умение получить высшее состояние от настоящего, от того, что перед вами.
Тогда, вы, если вы получили это состояние, научились получать это состояние – вы наслаждаетесь окружающим миром. Вы видите в нем проявление высшего мира. А как видеть проявления высшего мира, если вы знаете как лучше. Потому что мы не знаем на самом деле, кто мы такие. И мы не знаем, что перед нами окружающий мир. Мы рассматриваем как феномен – вот это вот дело, это то, это се. А на самом деле это возможно нечто очень высокое, чего мы вообще не понимаем. Настоящее – это весьма загадочная вещь.
Есть еще такая беда с человеком, когда он работает над собой, когда он себе норовит поставить очень большую цель – я хочу пробудиться. В начале, это простительно.
Это, во-первых, абстрактная цель.
Во-вторых – она очень общая, она очень большая. Весь вопрос, чтобы свести это к моменту, к маленькому моменту. А в маленьком моменте вы должны просто присутствовать, просто видеть себя в моменте.
Поэтому, наше разделенное внимание, наше присутствие – это всегда абсолютно беспроигрышный и самый мощный инструмент, который только существует. И вокруг него все теории, вся школа, все сознательные существа только вертятся. Потому что есть только настоящее, и ваше присутствие в настоящем.
Если вас нет в настоящем – нет ничего. Есть сон и воображаемый мир. И мы должны очень четко отдавать отчет присутствуем мы или нет. Не питать иллюзий, не ругать себя за то, что вы заснули. Но знать свой уровень бытия – насколько я могу пробудиться, насколько я пробужден в течение дня, часа, как часто.
Я уже 30 лет в школе. Но вы думаете, я очень часто пробужден? – Да нет. И тут ничего особенно много не сделаешь. Нужно делать маленькие усилия в моменте. Продлевать присутствие, не судить себя, не ругать, потому, что это глупость. Потому что каждое мгновение – я как-то спросил учителя нашего – ну хорошо, вот я присутствую, а что дальше? А он так удивленно посмотрел на меня и сказал, – а дальше новый момент, в котором ты должен присутствовать, а дальше новый момент, в котором ты должен присутствовать.
Мы живем во времени. И сейчас я присутствую, а через минуту уже во сне глубоком, думаю, черт знает о чем. Вот нас уносит в сон, и мы спим. Но, если мы очень честные с собой – мы видим наш уровень бытия. Мы не печалимся по поводу его, но и не испытываем каких-то особых иллюзий по поводу собственной силы, или собственного уровня неслыханного. Мы просто знаем объективно, кто мы, чего мы стоим.
В этом смысле очень полезно побыть рядом с учителем некоторое время, потому, что ты начинаешь без всяких слов чувствовать его уровень бытия и свой. Сразу как бы вес человека чувствуешь и понимаешь – да, вот я что-то знаю кое-что про присутствие, но вот существо передо мной, которое знает значительно больше, или может значительно больше.
И тогда ты понимаешь – да, вот у него можно учиться, вот и все. Поэтому он учитель. Если завтра я увижу кого-то, кто еще большим обладает, я может к нему убегу сразу. Но такого я не встречал. Это все естественно очень, естественные вещи.
Но я убедился в том, что Учитель в нашей Школе, по крайней мере, что он Учитель, реальный. Уровень бытия несравненно далек от моего. Таким образом, что бы он ни говорил, какие бы абсурдные вещи он ни говорил иногда, или, как мне кажется, глупые, как мне кажется, наивные, или как мне кажется, просто он уже старый человек, чушь какую-то несет, у меня все эти мысли есть, у него есть такой уровень бытия, который мне недостижим. И поэтому он остается для меня Учителем, а я должен работать с этим, должен принимать это, как бы мне тревожно и странно, некомфортно, неудобно не было. Вот это и есть работа, она продолжается всегда.
Потому что постепенно, и Учитель уже, когда человек достигает высокого уровня, и учитель ему уже не нужен. Потому что его начинает окружающий мир учить, который еще более абсурден, еще более непонятен. Но мы думаем, что он не абсурден, что он должен быть логичен, должен быть правилен, а когда он неправилен, у нас есть объяснение, почему он неправилен, и масса-масса всяких вещей.
Но человек практически, который не боится действовать в окружающем, он знает, насколько абсурден окружающий мир. Он знает, что можно ожидать каждое мгновение черт знает чего. Поэтому вот это и есть обучение. Но человек иногда ставит так называемые себе большие цели – и он, не достигнув больших целей, например, я не буду с сегодняшнего дня выражать негативность, теперь я знаю, что негативность выражать нельзя.
Но этого не получится. Окружающий мир достанет вас, взорвет вас так, что вы будете орать и визжать и кусать собственные локти. И это очень хорошо. И вы убедитесь, что может на одну минутку вы только помедлили, прежде чем начать орать, это уже огромное достижение, а не сразу сорвались в крик. И так мы учимся постепенно работать с так называемыми маленькими целями, с моментом.
У Саши тут есть еще такая подтемка, которая называется – магнетизм, как постепенно растущая способность к усилию. Это вообще такая магическая вещь, которая может вас ввести в воображение. Но я вам скажу, что это такое.
В эзотерическом плане, даже не буду говорить, чтобы фантазии не будить или не погружать вас в сон эзотерический, а просто на примере жизни. Представьте, что вы встретили, вы занимаетесь каким-то делом, ну, можно опять взять поварское дело. Оно очень простое, наглядное. И представьте, что вы встретились с французским поваром, которому лет может 60 или 70, и который с детского возраста готовил, и он суперзвезда. Вы сразу почувствуете, что такой человек в области еды, в области приготовления пищи, обладает какой-то особой энергией, вы ее почувствуете, такую особую энергию легкости, и доступности, и силы.
Вот этот определенный магнетизм, который выявляется у человека, когда он делает что-то, что он много раз делал, и знает. Его уровень бытия или уровень понимания этой вещи настолько глубокий и всесторонний, что когда вы начинаете это делать, вы каким-то образом непонятным сразу начинаете чувствовать, что вы находитесь в присутствии существа, которое знает в тысячу, в десять тысяч раз лучше это дело, чем вы. Я не знаю, как это объяснить, вы начинаете это в воздухе чувствовать, по его мельчайшим реакциям. Он может вообще ничего не говорит, но вы сразу это видите, это висит в воздухе.
И вы понимаете, что вы ему можете задать вопрос – а правильно ли я делаю. У вас появляется такой трепет, я скажу даже страх подчас. Это такое негативное слово. Как в древности говорили – как определяется Будда. Один из параметров определения Будды – что вы испытываете, когда смотрите на него со стороны, вы испытываете страх. Почему? – Неизвестно.
Он вас не пугает, он очень вежливый, а вы почему-то испытываете страх. Потому что этот человек знает опыт жизни, смерти, всего. Он вас видит насквозь, как говорят, Гурджиев видел людей, насквозь. И вы как-то трепещите в его присутствии. Вот это особый магнетизм знания сути человеческой жизни, или сути какого-то процесса, когда вы в этот процесс вовлечены и рядом с вами такой человек, он обладает для вас особым магнетизмом.
Этот магнетизм приобретается с опытом. Предположим, маленький ребенок, для него мы являемся носителями этого особого магнетизма знания, относительно, предположим того, как сделать какую-то вещь простую – написать слово.
Посмотрите за ребенком, который не умеет писать, как он чувствует вас. Когда ему в школе задали написать слово «мама», а у него не получается, у него все эти буквы разъезжаются, и все это куда-то уходит в разные стороны, и он смотрит с удивлением на вас, и он испытывает чувство особое к вашему магнетизму взрослого существа, который берет и пишет это легко на бумажке.

4.5
Rated 4.5 out of 5
4.5 из 5 звёзд (основано на 2 отзывах)
Отлично50%
Очень хорошо50%
Приемлимо0%
Плохо0%
Ужасно0%
Rated 4 out of 5
8 Апр 21

Чудесная лекция! От лектора излучается любовь, спокойствие, мудрость! С удовольствием хотелось бы слушать почаще этого лектора Владимира. Всю лекцию приняла с полным внутренним согласием,без каких либо противоречий, обсуждений, негативных вибраций,как будто я эти знания знала давным давно. Очень благостное состояние почувствовала в течении всей лекции.
Саадат

Саадат
Rated 5 out of 5
6 Апр 21

Важная тема и не так проста, как может показаться на уровне именно «знаний» , а не « бытия». Для меня особенно сложным является тезис: надо принять настоящее на его условиях, ради присутствия. А также: продолжение и вера, вопреки внешнему результату, заведомо , порой, абсурдному. Спасибо.

Елена М

Открыть чат
Вам помочь?