Четыре низших центра

Наблюдение и гармонизация работы низших центров


Запись лекции

Доступ ко всем записям лекции, начиная с 2019 года на YouTube.


Транскрипт

Транскрипт последней лекции для мобильного и ПК в формате PDF.


Упражнения

Вы сможете проверить полученные идеи на практике.

Содержание

Четыре низших центра (функции) человека – инстинктивный, двигательный, эмоциональный и интеллектуальный. Деление центров на механическую, эмоциональную и интеллектуальную части. Разница в скорости работы центров. «Центр тяжести» человека. Связи между центрами. Неправильная работа низших центров, препятствующая сознанию и проявлению высших центров. Подмена одного центра другим. Работа центров с «не своей» энергией. Принцип наблюдения центров через создание препятствия в его работе. Гармонизация работы центров через работу с сознанием. Практические упражнения на неделю.

«Наблюдение функций должно быть связано с изучением состояний и степеней сознания. Необходимо ясно понять, что сознание и функции — совершенно различные вещи. Двигаться, думать, чувствовать, иметь ощущения — это функции; они могут работать совершенно независимо от того, сознательны мы или нет; другими словами, они могут работать механически. Быть сознательным — это нечто совершенно другое. Но если мы более сознательны, это немедленно увеличивает остроту наших функций».

— Петр Успенский

Выберите подписку чтобы посмотреть записи

Фильтр Быстрый результат
Четыре низших центра

Четыре низших центра (функции) человека – инстинктивный, двигательный, эмоциональный и интеллектуальный. Деление центров на механическую, эмоциональную и интеллектуальную части. Разница в скорости работы центров. «Центр тяжести» человека. Связи между центрами. Неправильная работа низших центров, препятствующая сознанию и проявлению высших центров. Подмена одного центра другим. Работа центров с «не своей» энергией. Принцип наблюдения центров через создание препятствия в его работе. Гармонизация работы центров через работу с сознанием. Практические упражнения на неделю.

Стоимость подписки:
600 
Просмотр записей
05 окт 2019
|
06 фев 2021
|
23 мая 2020
Записи 15-ти лекций I части цикла

Подписка на все записи I части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
12 000 13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 15-ти лекций II части цикла

Подписка на все записи II части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
12 000 13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 30-ти лекций цикла

Подписка на все записи лекций цикла, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
21 000 27 000 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021

или присоединяйтесь к живым лекциям

«4-й путь Гурджиева: система, теория и практика». Расписание лекций

Фильтр Быстрый результат
Первая часть 2021 Zoom

Подписка на 15 лекций первой части цикла 04 сен – 11 дек 2021. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
04 сен - 11 дек 2021
Вторая часть 2021-22 Zoom

Подписка на 15 лекций второй части цикла 08 янв - 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
08 янв - 16 апр 2022
Весь цикл 2021-22 Zoom

Подписка на 30 лекций цикла 4 сен 2021 – 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только просмотр записей. Доступ к записям и упражнениям не ограничен по времени.

Стоимость подписки:
18 000 -30 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
04 сен 2021 - 16 апр 2022

Фрагмент транскрипта лекции

Владимир:
Лекция посвящена четырем низшим центрам машины человеческой. Это информация из системы. Итак, мы когда-то в школе читали вступительную лекцию, и вот сейчас эта информация очень полезна, и я поделюсь насколько смогу, но дальше вам предстоит наблюдать самим, если вы захотите работать с этой системой. Итак, четыре низшие центра. Для начала я скажу такую вещь. Самая главная вещь в нашей системе это сознание, присутствие, разделенное внимание для начала – это техника присутствия. Вы сейчас сидите перед экраном, вы видите экран, меня, говорящего на экране. Одновременно вы можете ощущать себя. Как стоят ваши ноги. Что слышат ваши уши. Ощущения одежды на ваших телах. Позы, в которых вы сидите – удобные и неудобные. Вот это то, что называется разделенным вниманием, коротко говоря. То есть, вы наблюдаете за объектом и за самим собой, наблюдающим за этим объектом. Когда мы наблюдаем за самими собой, а не за чем-то внешним во внешнем мире, мы должны знать, что мы наблюдаем. Человек не просто наблюдает свое тело, он наблюдает свою машину. Позже, может быть, через какое-то количество лет, если вы будете работать, вы поймете, что вы только машину наблюдаете. Никакого внешнего мира вы не наблюдаете. Внешний мир есть результат работы машины. Но для начала давайте скажем так: “вы наблюдаете внешний мир и себя”. И вот из чего же состоит это “себя”? Согласно теории есть четыре низших центра в нашей машине. Это не совсем тело. Если мы возьмем физическое тело, которое мы видим физическими глазами, то это не вся машина. Если говорить очень условно, то у нас есть четыре центра. Интеллектуальный центр находится на уровне головы. Эмоциональный – на уровне груди. И двигательный и инстинктивный, который занимает все, так сказать, все тело. Но вы не увидите физическими глазами 4 центра. Их нужно почувствовать, понять, что ваша машина человеческая делится на вот эти вот четыре части. Гурджиев говорил, что она делится. В начале он говорил, что она просто делится на три части: ум, сердце и тело. Но потом он стал больше детализировать. И стал говорить, что есть ум, есть наши эмоции или сердце и есть тело, которое состоит из двух центров одновременно. Из инстинктивного и двигательного. Эти центры, вначале, я вам скажу, это просто такая информация для запоминания. Первый параметр, по которому они отличаются это скорость работы. Самый медленный у нас, согласно теории Четвертого пути, интеллектуальный центр. Потом идут инстинктивный и двигательный. Они быстрее на порядок, в 30 тысяч раз, как высчитал Успенский. Мне это сложно, конечно, вам объяснить. Почему именно в 30 тысяч раз. Но так согласно теории и вычислениям Успенского в 30 тысяч раз быстрее интеллектуального центра наш инстинктивно-двигательный центр. И наконец, наш эмоциональный центр, который в 30 тысяч раз быстрее инстинктивно-двигательного. Примеры. Вот такой классический пример приводили, что если вы бросите какую-то вещь. Чтобы интеллектуальным центром понять, как нужно бросить и куда бы приземлилась эта вещь, вам нужно сделать сложнейшие вычисления. Как это полетит, какой вес, построить график. Двигательный центр берет просто и бросает. Вот и все. И вот эта разница скорости. И он сразу знает, как более или менее, знает, как попасть какой-то вещью, куда ему нужно. Почему? Ну, вот так. Таков у нас двигательный ум. Эмоциональный ум еще быстрее. Есть вещи, которые двигательный центр не может понять. Мы будем про это говорить, когда я буду говорить про неправильную работу центров, а эмоциональный ее понимает в одну секунду. Просто. Поэтому происходят ужасные трения между людьми. Мы про это поговорим отдельно.
Итак, вы запомнили, что есть четыре центра. Саша, можешь показать картиночку с картами? Пока я буду рассказывать о центрах, мы будем смотреть на эту картиночку. Потому, что на этой картиночке колода карт. Вообще карты есть некая эзотерическая игра, она восходит к очень древним корням. И есть карты Таро, которые выражают значительно больше, чем обычная колода карт. Но даже обычная колода карт, в ней скрыто, так скажем, эзотерическое знание. В данном случае, в данной системе мы используем карты, чтобы рассказать о четырех низших центрах.
Но не забывайте, существуют еще два центра – наша цель, это высший эмоциональный и высший интеллектуальный центры. Они тут не показаны. Иногда, когда мы раньше читали такую лекцию, мы показывали их джокерами в колоде. Мы про них говорить не будем. Я только скажу два слова, что есть высший интеллектуальный и высший эмоциональный центр. Это то, что называется душа. В другой системе, христианской, это человеческая душа, она состоит из двух половинок, мужской и женской, если угодно, интеллектуальной и эмоциональной. Наша цель – попасть в эти высшие центры. И вот сейчас мы будем говорить, почему этого не происходит, что мы можем постараться делать, чтобы нам приблизиться к высшим центрам, потому что Гурджиев иногда говорил, что у вас есть высшие центры. Потому что о высших центрах можно говорить каждый раз по-разному. Кто-то говорит, что их нет. Их нужно развить. Например, Гурджиев говорил, что души у человека нет. Что есть только зародыш души. Но когда он говорил о центрах. Он говорил, – у вас есть высшие центры. По-другому говорил. У вас есть высшие центры, но у вас нет связи с высшими центрами. Потому что ваши низшие центры работают страшно медленно.
Итак, мы начнем говорить, про четыре центра. Они представлены тут картинками из колоды карт. Из обычной колоды игральных карт. Мы возьмем правую масть – бубны за интеллектуальный центр, мы возьмем крести, самую левую масть за инстинктивный центр. Мы возьмем пики, тоже черная масть, как и крести, за двигательный центр. И наконец, мы возьмем червы или черви, как их по-разному называют, это будет у нас эмоциональный центр. Итак, как я уже сказал, бубны – интеллектуальный, крести–пики – инстинктивно-двигательный. Согласно скорости – это один центр, согласно функциям – это два центра. И наконец, самый быстрый, эмоциональный – это червы. Итак, почему они представлены тут не тремя, а двенадцатью (картами)? Я вам объясню, потому что каждый центр делится на три части: механическую часть, которую представляют валеты (внизу) всех мастей, эмоциональную часть, которую представляют дамы. И они расположены немного поближе друг другу. И, наконец, короли, которые расположены рядом друг с другом. Тоже объясню почему. Механическая часть – валеты. Действуют без всякого внимания. Вот это принцип. Нам не требуется внимание, чтобы работали механические части центров. Они работают автоматически. Дамы центров работают с вниманием, которое стимулируются извне. Они реагируют. Дамы – это реакция. Реакция всех четырех центров. Эмоциональной части. Если валеты – это механическая часть, то дамы – это эмоциональная часть. И, наконец, короли – это интеллектуальная часть, интеллектуальные части центров. Почему? Я начну объяснять постепенно на примере каждого центра. Мы сейчас пойдем по центрам постепенно, начнем с интеллектуального, перейдем к инстинктивному, двигательному и закончим эмоциональным.
И не забывайте присутствовать и помнить себя, когда вы смотрите на экран. Помнить свои ощущения, слышать мой голос. Это главная задача. Разделять внимание. Одновременно смотреть на объект. Это то, с чего начинают студенты в Школе. Смотрят на объект и видят себя смотрящего.
Каждый из нас имеет свой центр тяжести. То есть, какой-то из центров наиболее сильно работает. Сильнее других, скажем так. Почему? Я однажды спросил нашего учителя. Он сказал, ну если вы слышали лекцию про типы тела. Также как и типы тела. Это обусловлено планетарным типом тела. Когда человек рождается, у него возникает определенный тип тела в связи с воздействием на зародыш конфигурации планеты, стимуляцией определенной эндокринной железы. Которые создают по преимуществу, она наиболее простимулирована, этот тип тела. Так же он сказал, что это связано с центром тяжести, так же связано с планетарным воздействием. Как? Он мне не объяснил. Но это совсем уже теория, это сложно. Да и Успенский не объяснял, да и Гурджиев. Но центр тяжести есть. И мы в конце даже возьмем упражнение, относительно этого центра тяжести. Также вы видите, что короли расположены, как я уже сказал, близко друг другу. Когда работает один король, другие тоже начинают с ним взаимодействовать. Дамы тоже вовлекают друг друга, но меньше. Одна дама может проявляться сильнее других. И, наконец, валеты могут действовать без всякого взаимодействия друг с другом. Да, еще. Значит, валеты – механические части центров. Это наше, если угодно, хранилище. Хранилище того, что мы выучили в этом центре. Я буду про это конкретно говорить. То чему мы научились с того времени, как мы были детьми. Тут нужно сказать вот какую вещь. Когда мы рождаемся, у нас полностью развит инстинктивный центр. Двигательный центр у человека начинает развивается в первые десять – двенадцать лет. Это определенная фаза в развитии ребенка. Как правило, если инстинктивный центр не развит, это означает какую-то врожденную патологию. Если машина здоровая, нормальная, у вас развит инстинктивный центр. Повторяю, двигательный центр учится в процессе детства всем движениям. Но он может учиться и позже. Например, вам нужно научиться водить автомобиль. Вы его не водили до тридцати или сорока лет. Начинает учиться двигательный центр. Мы про это будем говорить. Также учатся также наш эмоциональный и интеллектуальный центр. Интеллектуальный центр усваивает информацию о мире, а эмоциональный центр пытается его почувствовать, научиться чувствовать это. Я буду по ходу, может быть, возвращаться и вспоминать какие-то мелкие детали относительно общей работы центров.
Итак, мы начинаем с интеллектуального центра, как я уже сказал, с валета интеллектуального. Вы видите его внизу справа у себя на экране. Это карта, в которой находятся, складированы, все наши знания, которые мы получили, когда мы росли и учились. То, что мы знаем о мире. Как правило, это очень просто. Гурджиев называл это форматорным аппаратом. Валеты. Вот вы смотрите, на предметы и вы знаете вот это стул, а вот это стол, а вот это компьютер. Вам даже не нужно спрашивать, вы знаете уже. Вот это знание находится в валете. В свою очередь, там находятся также форматорные, так как мы говорим, механические ответы.
Вот есть люди, я вам сказал, люди могут быть центрированы, у них может быть центр тяжести, определенная карта является их центром тяжести. Предположим человек, может быть центрирован в валете интеллектуальном. Или он может быть центрирован в короле крестей. Или он может быть центрирован в даме червей. Вот я буду постепенно описывать, пытаться это. И мы будем двигаться. Представьте себе человека, который центрирован в валете интеллектуальном. Как правило, это ходячий справочник. У меня приятель был. Мы сидели за столом и не о чем было говорить. Он держит ложку в руках и говорит, – хочешь я тебе расскажу, как делается эта ложка? И начал мне подробнейшим образом рассказывать, как сталь обрабатывается, как эту ложку отливают. То есть, зачем ему это знание он не знает, но он знает это все. И вот эти люди, это такие собиратели, они, как правило, очень странно читают, они могут читать сразу несколько разных книжек совершенно не связанных и очень простых, по разным предметам. Просто они накапливают в себе вот это знание. Как Гурджиев говорил. Набивают свою мусорную корзину. Потому что у нас в форматорном аппарате содержатся все названия и все наши самые примитивные слова, знания, такие, очень простые. Человек их просто вытаскивает на каждый случай жизни.
Как работают центры? Я буду рассказывать об отдельных картах, и также у меня будут возвращаться мысли к тому, как работают все центры. Центры работают нашей машине благодаря стимулу извне. Вот что-то происходит и человек реагирует. Машина работает по принципу стимул-ответ. Человек думает, что он что-то делает, но сам он ничего не делает на самом деле. Им управляет окружающий мир согласно этой теории. И у него появляется возможность делать только тогда, когда у него появляется сознание. А до этого он сплошная реакция на разные вызовы мира. Только не нужно забывать, что эта реакция может быть очень замедлена. То есть когда-то она возникла, а потом человек спустя много времени ее выдал. То есть возникло воздействие окружающего мира. И ему кажется, что это он. Представьте себе вот такой пример. Бизнесмен уверенный, сильный, который вырос в очень тяжелых условиях. Я знал такого человека. Практически в детском доме воспитывался, в очень жесткой нищите, брошенный был. Но всегда у него было очень жадное такое желание, хорошо жить, быть богатым. И он сформировался в очень жесткого и очень целеустремленного человека. И сейчас этот человек думает, что он все это делает. Он зарабатывает эти деньги. Он все это делает. На самом деле это реакция на то, что он получил когда-то. И он уже про это забыл и думает. Вот какой я сильный.
А другой человек, например, растет в условиях тепличных и он слабый и у него такая реакция. Тоже воздействие извне. Он может обладать какими-то эзотерическими знаниями, но не будет способен их применять, потому что слабый. А тот человек, первый способен применять изотерические знания, но он ими не интересуется, он интересуется только деньгами. Вот в чем все дело. Это такое маленькое отступление.
Я возвращаюсь к валету. Я один раз бегал в парке, и мимо меня группа ребят молодых прошла, и один увидел, как я бегу и сказал мне, – спорт – здоровье миллионов. Вот выскочил валет. Выдал такой вот лозунг. Где-то он его слышал. Реакция произошла на мое движение. Также в валете находится, так называемое, ассоциативное мышление, когда человек вспоминает что-то по ассоциации. Всякие интеллектуальные вещи. Он что-то увидел, предположим, увидел какого-то человека, и вспомнил, что они с ним были где-нибудь в какой-то стране, потом он стал думать про эту страну. То есть у него по ассоциациям происходит случайный набор вот этих ассоциаций, которые бесцельно ведут куда угодно. Так вы заметите, два человека встречаются иногда, они в валетах и нужно поболтать, поделиться энергией. Их несет, они говорят о чем угодно. Так происходит и с мужчинами и с женщинами. С женщинами, пожалуй, чаще даже. Их несет куда угодно. Они говорят о чем угодно. Потом говорят, – ох, как хорошо мы пообщались. Никакой цели разговора вообще нет. Просто поделились какими-то ассоциациями бесконечными. Как Гурджиев выражался довольно мрачновато, он говорил, – ну вот вы поели, теперь у вас достаточно энергии, чтобы крутить привычные ассоциации, вот все чем занимается ваша машина, и вы называете это мышлением.
Также в валете находится “да” и “нет”. Это такое простое противоречие. Есть люди, и вы их прекрасно знаете, я уверен, почти у каждого есть такой друг, которому вы скажете что-то, а он скажет, – нет – наоборот, нет – это по-другому, нет – это совсем не так. Вы даже можете сыграть с ним в такую игру. Если вы хотите, чтобы он сказал вам, – да, вы ему должны сказать противоположное. И тогда он в противоречие скажет то, что вам нужно. Такие люди, у них это механически, это их свойства. Вот у этого валета, у форматорного аппарата – это механическое свойство, проявляется безсознательно.
Дальше у нас идет дама. Я не буду очень долго задерживаться. А то это бездонное знание. Повторяю, тут можно наблюдать себя бесконечно. Дама, как мы уже говорили, интеллектуальная – это та часть, которая притягивается чем-то из внешнего мира или отталкивается. У нее реакция на стимулы очень острая, эмоциональная реакция на стимулы. Если валет просто реагирует примитивно, быстро, механически, не задумываясь, то дама концентрируется, собирает все силы. И вот если вы возьмете человека – интеллектуальную даму, то классическое ее описание – это библиофил. Или человек, который собирает знания в определенных областях. Этот человек может знать столько, сколько не знают специалисты. Но в других областях он может быть полный профан – не знать ничего.
Каждый центр делится на негативную и позитивную часть. То есть в валете это просто – да и нет. А у дамы – это интересно и неинтересно. Вот интеллектуальной даме что-то интересно, и этот человек узнает все вообще, что существует на Земле по поводу этого предмета. Но если ему неинтересно, он никогда даже не сделает никакого усилия, потому что у него будет очень сильно реагировать эта негативная часть, которая просто скажет да это мне ничего все не нужно знать вообще. Это полная чепуха. Так что такой человек пристрастен к своим знаниям. Вы можете воспользоваться его знанием. Если вам что-то нужно узнать, он подробнейшим образом все объяснит. Но повторяю, он очень однобокий, он что-то знает, чего-то не знает. Вот это свойство дам. Все я пойду дальше.
Как работает король центров. Короли работают с направленным вниманием. Вот что очень важно знать. Когда мы наблюдаем свою машину, мы увидим, как валеты работают – без всякого внимания, дамы, которые управляются чем-то. Увидели книжечку редкую в витрине букинистического магазина. У человека такое бывает, дамское. И у меня часто такое бывало. Хотя я не дама интеллектуальная. Вот я сейчас куплю и все узнаю. Но я так никогда и не покупал. А если и покупал, то не читал. Что такое интеллектуальный король? Это намеренное мышление. Это намеренное изучение. Все короли устроены так. Они делают работу. Они могут управлять центром, могут управлять валетом, могут управлять дамой. И они, предположим, открывают учебник, который им абсолютно не интересен и благодаря определенной силе воли. Это волевые карты. Они изучают и понимают это все. Также в короле находится эвристическое мышление. Как его называют некоторые люди интеллектуальные. Что это такое? Дело в том, что процесс думанья – это процесс перебирания мыслей. Как правило, это валеты так делают. Они перебирают весь свой сундук, что там находится. Все свои знания. Дама может тоже это все перебирать – то, что она любит, тщательнее подбирать редчайшие мысли. Король не перебирает знания. Он озадачивается какой-то сложной проблемой. Сложной. Интеллектуальной. И как бы может даже не думать на эту тему. Если вы почитаете о жизни знаменитых ученых, потому что, как правило, интеллектуальный король, это человек – ученый или, как правило, ученый. Какой-нибудь философ, какой-то человек, связанный со сферой интеллекта, где нужно создать новую теорию. Такой человек подбирает определенные противоречивые факты. И как бы их, как вы знаете, в компьютер загружает и не думает про это. Отдыхает, потому что он знает, что рано или поздно эврика, придет ответ. Но для этого нужно сконцентрироваться. Для этого нужно собрать очень много разных не сводящихся в одну систему фактов и озадачиться, что называется. Вот, таким образом, работает король, он намеренно мыслит. Направляет мышление. Ему неважно, если его дама не интересуется. У нас есть все части центров. Если человек центрирован в короле, он, как я уже говорю, намеренный. Люди вообще в короле центрированные редко встречаются. Валет – это человек толпы. Дама – это редкий, яркий человек. Так мы их называем, артистический человек. А король еще более незаметный. Короли встречаются крайне редко. Это эффективные, сильные люди в жизни, которые, как правило, добиваются своего. Это то, что ценят в жизни. Самое ценное, наверное. Потому что люди не думают о высших центрах, о стремлении к высшим центрам. Люди вполне удовлетворяются королями. Вот, то, что я могу сказать про интеллектуального короля. Кстати, Саша, если у тебя что-то будет, дорогой, ты здесь?
Александр: Да, Володя, здесь. Могу добавлять в конце каждого центра, если ты позволишь.
Владимир: Ну, хорошо, я закончил про интеллектуальный, если ты что-то сейчас еще вспомнишь, то, пожалуйста.
Александр: С точки зрения нашей работы мы следим за такими реакциями этого центра, как оппозиционное мышление. Мы стараемся не выражать оппозиционное “Я”, а также не выражать “Я” из негативных частей, потому что эти “Я” часто ведут к негативным эмоциям. То есть мы говорим о форматорном мышлении. Когда есть только “да” и “нет”. И говорим об опозиционном мышлении, как о препятствиях к сознанию. Также Володя упомянул, что король может управлять дамами и валетами. Справедливо будет добавить, что король способен наблюдать работу дам и работу валетов. Дамы способны наблюдать работу валетов, но они не могут видеть королей. А валеты вообще ничего не способны наблюдать. Поэтому с этой точки зрения для нашей работы выгодно стараться быть в королях центров.

5
Rated 5 out of 5
5 из 5 звёзд (основано на 2 отзывах)
Отлично100%
Очень хорошо0%
Приемлимо0%
Плохо0%
Ужасно0%
Rated 5 out of 5
11 Мар 21

Здравствуйте. Хорошая лекция. Поняла тему глубже, чем раньше. Спасибо. Повторяю отзыв, так как повторно прислали просьбу оценить лекцию о низших центрах.

Елена М
Rated 5 out of 5
10 Мар 21

Здравствуйте. Кое что стало яснее о работе низших центров. Ключевой для меня стала мысль, что все упражнения направлены на работу «Королей». Спасибо.

Елена М

Открыть чат
Вам помочь?