Негативные эмоции

Невыражение и трансформация негативных эмоций


Запись лекции

Доступ ко всем записям лекции, начиная с 2019 года на YouTube.


Транскрипт

Транскрипт последней лекции для мобильного и ПК в формате PDF.


Упражнения

Вы сможете проверить полученные идеи на практике.

Содержание

Типы негативных эмоций. Инстинктивные негативные эмоции. Разница между реакциями негативных частей центров и негативными эмоциями. Формы выражения негативных эмоций. Отделение от негативных эмоций. Трансформация негативных эмоций. Работа с осуждением и самоосуждением. Работа со счетами. Работа с самосожалением. Второй сознательный толчок. Рабочее «я» Peace (Избегай негативных эмоций) Символы негативных эмоций в традициях прошлого. Упражнения на неделю.

«Система показывает, что в действительности нет реального центра для отрицательных эмоций, но что они принадлежат искусственному центру в нас, который мы создали в детстве, подражая людям с отрицательными эмоциями, людям, среди которых мы находились. И это большое облегчение, когда мы начинаем понимать, что нет никаких обязательных отрицательных эмоций. Мы рождены без них, но по некоторой неизвестной причине учим себя отрицательным эмоциям».

— Петр Успенский

Выберите подписку чтобы посмотреть записи

Фильтр Быстрый результат
Сбросить Применить
Негативные эмоции

Содержание: Типы негативных эмоций. Инстинктивные негативные эмоции. Разница между реакциями негативных частей центров и негативными эмоциями. Формы выражения негативных эмоций. Отделение от негативных эмоций. Трансформация негативных эмоций. Работа с осуждением и самоосуждением. Работа со счетами. Работа с самосожалением. Второй сознательный толчок. Рабочее «я» Peace (Избегай негативных эмоций) Символы негативных эмоций в традициях прошлого.

Стоимость подписки:
600 -1 500 
Живое участие
|
Просмотр записей
13 июн 2020
|
16 окт 2021
|
26 окт 2019
|
27 фев 2021
Записи 15-ти лекций I части цикла

Подписка на все записи I части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 15-ти лекций II части цикла

Подписка на все записи II части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 30-ти лекций цикла

Подписка на все записи лекций цикла, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
27 000 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021

или присоединяйтесь к живым лекциям

«4-й путь Гурджиева: система, теория и практика». Расписание лекций

Фильтр Быстрый результат
Сбросить Применить
Пробный месяц Zoom Рекомендуем!

Подписка на пробный месяц включает живое участие в 5-ти ближайших лекциях согласно расписанию цикла. Вы так же получаете бессрочный доступ к записям лекций и практическим упражнениям по теме.

Стоимость подписки:
3 375 6 750 
Разовое предложение!
Первая часть 2021 Zoom

Подписка на 15 лекций первой части цикла 04 сен – 11 дек 2021. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
7 200 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
|
Трансрипты
04 сен - 11 дек 2021
Вторая часть 2021-22 Zoom

Подписка на 15 лекций второй части цикла 08 янв - 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
7 200 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
|
Трансрипты
08 янв - 16 апр 2022
Весь цикл 2021-22 Zoom

Подписка на 30 лекций цикла 4 сен 2021 – 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только просмотр записей. Доступ к записям и упражнениям не ограничен по времени.

Стоимость подписки:
12 000 -30 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
|
Трансрипты
04 сен 2021 - 16 апр 2022

Фрагмент транскрипта лекции

Перейдем к сегодняшней теме. В начале хочется правильно расставить приоритеты этой лекции. И цель ее это не знание, не передача знания. Цель ее – быть теми словами, которые мы с вами слышим, которые мы с вами говорим.
Понимать систему значит помнить себя. Человек находится в таком положении, что ему нужно постоянно напоминать об этом. О том, что он должен помнить себя и быть в настоящем и не уходить в воображение. Ему нужно не только напоминать об этом, но и привить оценку этого. Помочь начать ценить присутствие превыше всего остального. И вот на этих лекциях мы учимся это делать – ставить присутствие на первое место. Слышать с присутствиaем. Говорить с присутствием. Смотреть на экран. Осознавать себя сидящего на стуле. Останавливать воображение. Ассоциативное. И постоянно возвращаться к этому усилию, если вдруг находишь себя во сне. Если находишь себя обдумывающим что-то, но при этом перестаешь видеть то, что перед тобой.
Негативные эмоции в этой жизни очень часто используются и показывают себя как очень эффективный инструмент. Например, в сфере услуг государственных или коммерческих с помощью негативных эмоций можно добиться чего-то. Более выгодных условий или более качественного обслуживания. В управлении людьми с помощью негативных эмоций можно добиться послушания и исполнительности.
С помощью негативных эмоций можно контролировать ребенка. Я сегодня гулял по парку и видел, как родители это делали. С помощью негативных эмоций можно наказывать человека. Обижать его. Совершать над ним эмоциональное насилие.
И одновременно с этим с одной стороны мы все видим, что негативность – это весьма эффективный инструмент. И одновременно с этим Петр Успенский говорит о том, что негативные эмоции совершенно бессмысленны. И для того чтобы подойти к этой теме и начать работать с ней, необходимо разобраться в этом противоречии. Почему же они бессмысленны, если они помогают часто добиться в жизни каких-то вещей?
Ответом на этот вопрос будет контекст, в котором Петр Демьянович Успенский говорил об этом. Говорил он в контексте работы над сознанием. С точки зрения внутренней работы, с точки зрения вот этого усилия, которое мы сейчас с вами делаем, стараясь не терять осознанность в моменте, стараясь видеть то, что перед нами.
С точки зрения попытки узнать больше об этом процессе, попытке передать и поделиться чем-то с другим человеком, который тебе может помочь в этом, негативность бессмысленна.
Негативные эмоции в этой работе не могут играть никакой полезной роли. Поэтому с этой точки зрения, если человек хочет двигаться внутри в работе со своим сознанием, со своей духовной эволюцией, ему придется пожертвовать механической эффективностью в жизни. В том смысле, что ему придется перестать использовать негативные эмоции для достижения целей в обычной жизни.
Но вместо негативных эмоций у человека может появиться нечто еще, что-то, что будет не менее эффективным этих негативных эмоций, то что также поможет решать многие внешние вопросы. Но об этом мы скажем немножко позже. Потому что это что-то еще возможно, только если человек не спит. Если он становится интересен для чего-то более высокого, чем обычная человеческая жизнь.
В начале необходимо сказать о типах негативных эмоций, которые эта система выделяет. И самое простое, это такие эмоции, как: гнев, раздражение, осуждение, негодование, роптание, ненависть, зависть. Все те эмоциональные переживания, которые внутри человека вызывают страдания.
К негативным эмоциям относятся такие же проявления, как: беспокойство, озабоченность или когда человек мучается по поводу чего-то несделанного, какого-то данного обещания, когда это начинает терзать его внутри. Это тоже форма негативности. Самобичевание, самоуничижение, когда я осуждаю себя, и говорю какой я плохой. Самосожаление – очень приятная эмоция.
Самосожаление – эмоция про которую наш Учитель говорит, что это последний шаг перед третьим состоянием сознания, потому что эта эмоция законна с точки зрения сущности. Человек начинает себя жалеть, когда он страдает очень сильно. Но если он выберет вместо самосожаления самовоспомнание, то это будет его высшим правом.
Я все это говорю, но на практике это всегда большой вызов. Большая работа.
Так же нужно отметить, что есть такие негативные эмоции как скука, депрессия, безразличие, такие эмоции, которые идут фоном и не так заметны. Но могут сопровождать человека на протяжении дней, недель, месяцев даже. И он к ним привыкает и ему кажется, что это его нормальное состояние. Хотя каждая из этих эмоций это вуаль, которая отделяет его от третьего состояния. От вот этого вот усилия, которое мы с вами делаем сейчас, присутствия в моменте. Она отделяет его от того, чтобы ясно воспринимать настоящее, чтобы появилась ясность. Потому что это вуаль в эмоциональном центре.
Негативные эмоции всегда связаны с отождествлением. Если говорить в терминологии йогической традиции, то это раджастическое состояние ума. Когда присутствует раджас.
Есть негативные эмоции, которые законны. Например, существуют негативные инстинктивные эмоции, правильная работа которых уберечь человека от несчастий разнообразных. Например, боязнь высоты, или страх обжечься. И так далее. Эти инстинктивные эмоции врожденные. То есть, они появляются у человека с самого рождения. И мы с ними не работаем. Мы не рассматриваем их как препятствие.
То есть, инстинктивные негативные эмоции мы оставляем в стороне.
Так же нужно сказать, что существует такое понятие как работа отрицательных частей центров, когда центры реагируют, например, испорченная еда вызывает реакцию в отрицательной части инстинктивного центра. Мы переживаем это как неприятный запах. Это не негативные эмоции. Или же человек может чувствовать холод или человек может понимать, что его назвали не тем именем и его интеллектуальный центр выдает реакцию из отрицательной части. Говорит – нет, это не правильно. Меня зовут не так.
Критическое мышление, когда человек рассматривает какие-то вещи с критической точки зрения, тоже не является негативными эмоциями. Но здесь нужно быть очень осторожным, потому что на практике есть очень много наблюдений, что критические мысли или критическое мышление очень быстро приводит человека к переживанию негативности. И наоборот, уже существующая негативная эмоция, когда я негативно заряжен, она подталкивает меня или мой ум к критическому мышлению. То есть, я начинаю критиковать кого-то или что-то не потому, что это объективно и нейтрально, а потому что я испытываю негативность.
Поэтому можно в начале работать с тем, чтобы, например, не критиковать, пока ты не научишься делать это нейтрально, не вовлекая негативные эмоции.
Негативная эмоция появляется в человеке в результате реакции его машины на какой-то стимул. Этот стимул может быть внешним, внутренним. Например, для человека, который двигательно-центрированный, то есть больше отождествлен с движениями. Если этому человеку мешают двигаться, например, ему перешли дорогу, не дают пройти, то это может быть стимулом для появления негативности.
Стимулом для интеллектуального человека может быть чья-то глупость. Он отождествлен с тем, что умеет думать. Использовать масштаб и относительность. Не делать спешных выводов. И вдруг он встречает человека, который ведет себя по-глупому. Это может вызывать негативность.
Эмоциональный человек может испытывать негативность, когда кого-то обижают или с кем-то поступают несправедливо. Или когда его придают.
Все эти примеры говорят о том, что негативность появляется сама по себе. Она не является чем-то, что человек избирает, чем-то, что человек решает делать или испытывать.
Иными словами – негативность полностью механична, и даже когда речь идет о том, что мы используем для каких-то внешних целей, то это не совсем так, если быть искренними.
Сначала появляется негативность – человек стоит в какой-то очереди, у него появляется негативность, он начинает ее использовать, чтобы заставить кассира на кассе работать быстрее, но за этим не было какого-то осознанного решения, с ним это случилось.
Поэтому в Школе, когда мы говорим друг с другом, делимся наблюдениями, или говорим – ты спишь, ты нарушил упражнение, мы все время смотрим, что за этим стоит. Важно не то, что человек говорит, а то, что стоит за этим, то, что человек излучает. И если это негативная эмоция, если негативность причина того, что я кому-то что-то говорю, что-то выражаю, даже если я делаю это обходительно, не использую грубых слов, если я поддерживаю интонацию мягкую – это выражение негативных эмоций.
Поэтому негативные эмоции находят выход очень изощренными способами. Вот Денис поделился, что он в течение 3х или 4х дней сдерживался, но потом все-таки потихонечку начал рассказывать человеку…

Поэтому кроме очевидных выражений негативности, когда кто-то на кого-то кричит, явно осуждает, бывают не совсем очевидные способы, например, можно не ответить человеку, дав ему понять, что ты с ним не разговариваешь, потому что ты на него обижен. Это будет выражение негативности.

Можно развернуться к человеку спиной и выйти – это будет выражением негативности. Можно поставить слишком громко чашку на стол, не так, как я обычно ставлю, а чуть-чуть громче. И это будет выражением негативности.

Поэтому работа с негативностью начинается с наблюдения ее выражения. И здесь человек может узнать много нового о себе. Как правило, в этой работе сначала нормально иметь отношение, что я выражаю негативные эмоции очень редко, когда кто-то меня провоцирует. Я знаю это не хорошо, но все под контролем.

Но когда начинается наблюдение, то оказывается, что негативности гораздо больше, что она постоянно проявляется в жизни человека. И с точки зрения этой работы негативность растрачивает очень тонкую энергию, ту самую энергию, которую мы сейчас с вами как пчелки собираем на этой лекции, при условии, что конечно делаем усилия не слушать мысли, видеть то, что прямо перед нами, осознавать свою позу. Может быть, убрать лишнее мышечное напряжение.

То есть, эти усилия, быть в настоящем, приводят к тому, что человеческая фабрика производит очень тонкие водороды, тонкую энергию. А негативность эту энергию растрачивает. И из-за того, что энергия растрачена, она не может быть использована на работу высших центров. Из-за того, что человек выражает негативность, он все время уменьшает интенсивность работы своего эмоционального центра. То есть, плотность вибраций его эмоций, как только она подрастает, ему становится тяжело, и он выражает негативность. Но вот если бы он немного выдержал, удержался с этой плотностью и дал ей подняться выше, чтобы его эмоциональный центр завибрировал еще сильнее, если бы он удержал это, не сбросил, не испугался, выдержал как стрела выдерживает тетиву перед взлетом. Тогда возможно у него проявился бы высший центр, который работает на той же скорости, что и эмоциональный центр, когда он работает правильно.

И работа с не выражением негативности – это работа с развитием эмоционального центра, одновременно с работой по его образованию через искусство, классическую музыку, взаимоотношения с людьми. Но мы даже говорим больше – что не выражение негативных эмоций – это главное усилие, которое развивает эмоциональный центр человека.

Для того чтобы начать работу с негативностью, необходимо дно условие – необходимо сначала сформировать отношение.

И если я просто послушаю эту лекцию и пойду куда-то жить дальше, то моя работа будет, скорее всего, под законом случая, и с большей вероятностью она не удастся.

Я должен внутри себя сначала разобраться и решить твердо, что я буду работать с выражением негативности. и не просто твердо решить, а лучше всего решить, в каких именно ситуациях я буду это делать – со своей сестрой, со своей женой, с подчиненным на планерке, руководителем, который на меня давит. Где именно я буду совершать эту работу.

И когда это отношение сформировано, это первый шаг – человек настроен, настроен на то, чтобы не выразить. И вот с этим отношением мы можем начать наблюдать. И когда мы наблюдаем негативность, то следующий шаг – ее не выражение.

Или даже можно сказать так, что эти два шага идут вместе, потому что если мы не будем иметь цель не выражать негативность, то мы их не увидим. Как говорил Гурджиев для того, чтобы наблюдать механичность человеческой машины, необходимо ей сопротивляться. И необходимо сопротивляться этой механичности.

Я говорю о тех усилиях, или упражнениях, которые остаются для меня самого еще постоянным вызовом, потому что масштаб этой работы, именно с негативными эмоциями – он очень большой.

Человек может многие вещи в себе развить и достичь различных способностей: не отождествляться, например, внутренне не учитывать, разделять внимание долго, до часу.

Но если он не научился не выражать негативные эмоции, то его работа не сдвинется дальше. Успенский это сравнивал с тем, что в человеке развивается все. Если негативные эмоции остались, и это можно сравнить с тем, что лезешь на гору. Где-то внизу есть крюк, за который ты привязан. В какой-то момент веревка натягивается, и не дает дальше двигаться. И если негативность остается, то движение дальше невозможно. Настолько это важная тема.
Что происходит, когда я не выражаю негативность. Если мне удается это сделать, то я оказываюсь в положении человека, у которого внутри, в грудной клетке большой энергетический заряд. Это неприятное переживание. Это может быть комок в горле. Если это сильная эмоция, то возможно человек еле себя сдерживает. И дальше необходимо действовать для того чтобы что-то с этим сделать. Потому что иначе это будет просто подавление эмоций.
И здесь первый шаг – это отделение. У нас сегодня был пример, который Наталья Васильева дала. Она говорила про свое тело. Вот так же, как человек говорит про свое тело, ему нужно найти в себе силы, увидеть эти эмоции отдельно от себя. Чтобы это произошло, необходимо присутствовать в настоящем, необходимо разделить внимание, осознавать себя, не выражающего эти эмоции.
Дальше если это удается, если удается держать вот этот вот заряд, можно использовать масштаб и относительность. Попробовать поработать с помощью ума. Например, что значит эта ситуация на масштабе одного месяца, не говоря уж одного года или всей моей жизни.
Ну, например, какой-то человек в кафе или магазине сделал что-то не так, обслужил меня не так, не понял или проявился глупо. Это же мелочь, но машина может испытывать негативность по этому поводу. И достаточно просто посмотреть на это с другого масштаба, и эта негативность может стать меньше или совсем уйти. Одно из отношений, которое предлагает четвертый путь, заключается в том, что никто не виноват в моей негативности, кроме меня самого. Что причина негативности всегда, без исключения находиться внутри. И это очень важный момент, потому что это дает возможность что-то с этой негативностью сделать.
Если бы причины находились снаружи, то у человека не было бы не каких шансов справиться с этим. Например, если взять коров, которые стоят на поле под дождем, и сравнить с человеком, то человек может находясь в поле под дождем негодовать по поводу того, что плохая погода и он весь промок.
Но это происходит только потому, что у человека есть воображение, что вещи могут быть иначе. Но если посмотреть на корову, то она не негативна потому, что у нее нет воображения, что что-то может быть по-другому. И получается, что причина негативности, воображение. Я хочу, чтобы вещи происходили по-другому.
И вот здесь, важно вспомнить в этот момент, что мы отказываемся от негативности как от элемента инструмента контроля окружающих, потому что при помощи негативности я могу сделать так, чтобы вещи происходили по-другому, я могу надавить на человека, накричать, и он будет вести себя по-другому так, как я хочу. Если так будет происходить, то я не имею никакого шанса, что-либо делать со своей негативностью. Поэтому я должен внутри принять решение, что я так себя вести не буду больше. Я отказываюсь от негативности как от инструмента насилия над окружающими. Я буду искать причину внутри и возможность внутри для того, чтобы трансформировать свою негативность.
Следующий шаг – это принятие ситуации. Мне нужно найти в себе возможность, находясь в этой ситуации, принять ее. Принять в том плане, что перестать ее отталкивать. Если человек сопротивляться трениям, то он только усиливает эти трения. Если что-то происходит, но я не принимаю этого, то я только усиливаю свою внутреннюю реакцию.
Принятие ситуации может проходить на разном масштабе. Для кого-то это будет возможность для работы, для другого это возможность пронаблюдать что-то внутри, разобраться в себе и увидеть, почему я испытываю эту негативность. Для другого человека отношение может быть, что высшие силы написали ему эту ситуацию потому, что он спал, и они его так будят.
И это уже связанно с идеей чудесного, с идеей влияния С в этой работе. И если человек имеет такое отношение, то его негативность может быть трансформирована в благодарность, потому что он в моменте понял, что его сфотографировали, дали шок, который его пробудил.
Негативные эмоции при правильной трансформации трансформируются в благодарность и понимание. Трансформация негативности – это октава и мы можем посмотреть на это при помощи идеи октавы, но, к сожалению, у нас еще нет этого материала. Я вкратце скажу, что четвертый путь рассматривает все процессы как восходящие или нисходящие октавы, и октава в свою очередь может быть одним из шести процессов.
Выражение негативности – это нисходящая октава процесса выделения, которая может быть остановлена в начале, в середине или вообще не остановлена. В зависимости от того, где нам удалось поймать себя на негативности, результат трансформации может быть разным. Например, если человек присутствует и в этот момент приходит негативный стимул, а он находиться в состоянии осознанности, то он может совсем не испытать негативности, или испытать ее на мгновение, и тут же перевернуть, и испытать позитивные эмоции.
Если человек проспал этот маленький момент, то следующая возможность остановить негативность в интервале фа-ми. Это и есть наша возможность не выражать негативность, мы не успели сразу же трансформировать эту энергию, потому что это просто энергия, которая появилась внутри в центре, ее можно быстро пустить в позитивное русло, но если она уже пошла в негативное русло, то мы можем только остановить ее.
И дальше зависит уже от бытия человека, сколько времени у него уйдет на то чтобы трансформировать эту эмоцию в позитивную или в состояние. Кто-то может это сделать сразу, просто проглотить ее, у кого-то на это уйдут дни.
Один из секретов, который может помочь в трансформации, связан с тем, что человеку необходимо ввести в себя из вне очень высокие впечатления. Это значит, что если я нахожусь в месте, где меня окружают высокие впечатления, например, классическое искусство или музыка, или у меня есть томик поэзии или букет цветов, то следующим усилием для меня будет начать разделять внимание, и видеть или слышать, или понимать то, что я читаю.
У меня есть один способ, способ который уже доказан, потому, что я его предлагал нескольким студентам, и все они после этого меня благодарили и говорили, что да это работает на 100 процентов, поэтому тоже можете взять себе на заметку.
Когда есть сложная негативная обстановка, какие-то переживания негативные, от которых не удается избавиться. В первом случае это была женщина, которая была отождествлена с дочерью, она испытывала разные депрессивные состояния, и мама очень сильно переживала, и не могла не отождествляться с этим. И совет заключался в том – взять диск с произведением Баха «Бранденбургские концерты», отложить все дела, поставить эту музыку и в течении часа ее слушать, и это срабатывает, это производит очень высокие впечатления, это очень высокий водород, и вместе с разделенным вниманием он позволяет трансформировать довольно сильную негативность.
Другой момент – это чтение стихов, например, Рильке «Дуинские элегии» в хорошем переводе. Они работают подобным образом, но усилие должно быть такое – нужно отложить все, взять и начать читать, читать с присутствием. И эти впечатления они очищают человека, происходит процесс возрождения.

5
Rated 5 out of 5
5 из 5 звёзд (основано на 3 отзывах)
Отлично100%
Очень хорошо0%
Приемлимо0%
Плохо0%
Ужасно0%
Rated 5 out of 5
7 Мар 21

Здравствуйте. Очень важная тема и подробная лекция. Негативные эмоции сопровождают нас ежедневно и само понятие и состояние негативных эмоций знакомо всем. Мне помогает справиться с невыражением негативной эмоции рабочее «я» – «drop” или « оставь’, «брось». Эта команда своему воображению, которое вспоминает событие и может возвращаться к нему несколько дней, а то и дольше. Сложнее для понимания идея трансформации негативной эмоции и пробуждение высшего эмоционального центра. Пока это остаётся на уровне интеллектуального знания, но не опыта. Не говоря уже, о теме кристаллизации и формирования « тонкого тела», преодолевающего конечность физического- эти «цели» как раз вызывают у меня негативную эмоцию испуга и печали. Буду разбираться. Спасибо за лекцию и механизмы работы с негативными эмоциями.

Елена М
Rated 5 out of 5
7 Мар 21

Благодарю за лекцию. Давно готовлюсь пройти полный курс, но пока могу воспринимать лишь частями. Очень глубокая информация. Именно эта лекция пришла своевременно, вскрыла много работы. Я очень довольна, что иду и понимаю, куда двигаться дальше.

Евгения
Rated 5 out of 5
6 Мар 21

Спасибо за лекцию , как всегда узнал много интересного о себе и устройстве человеческой «машины»

Иосиф

Написать в WhatsApp
Вам помочь?