Последовательность

Шесть шагов к присутствию в настоящем


Запись лекции

Доступ ко всем записям лекции, начиная с 2019 года на YouTube.


Транскрипт

Транскрипт последней лекции для мобильного и ПК в формате PDF.


Упражнения

Вы сможете проверить полученные идеи на практике.

Содержание

Бессловесное присутствие в настоящем как цель последовательности. Шаблон последовательности. Тема последовательности. Связь последовательности с дыханием. Выполнение нескольких последовательностей подряд. Ситуации для использования последовательности. Переход к одиночным рабочим «я» после нескольких последовательностей. Последовательность с точки зрения эмоций. Разделенное внимание во процессе выполнения последовательности – сознание, внешние впечатления, реакции низших центров. Основные темы последовательности – «look», «hear», «now». Упражнения на неделю.

«Что то упущено в этой Системе. Если человеку суждено помнить себя, то должен должен был существовать простой и естественный способ. Но он был утерян».

— Петр Успенский

Выберите подписку чтобы посмотреть записи

Фильтр Быстрый результат
Сбросить Применить
Последовательность

Содержание: Бессловесное присутствие в настоящем как цель последовательности. Шаблон последовательности. Тема последовательности. Связь последовательности с дыханием. Выполнение нескольких последовательностей подряд. Ситуации для использования последовательности. Переход к одиночным рабочим «я» после нескольких последовательностей. Последовательность с точки зрения эмоций. Разделенное внимание во процессе выполнения последовательности – сознание, внешние впечатления, реакции низших центров.  Основные темы последовательности – «look», «hear», «now». Упражнения на неделю.

«Что то упущено в этой Системе. Если человеку суждено помнить себя, то должен должен был существовать простой и естественный способ. Но он был утерян». Петр Успенский

Стоимость подписки:
600 -1 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
05 сен 2020
|
1 мая 2021
|
11 янв 2020
Записи 15-ти лекций I части цикла

Подписка на все записи I части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 15-ти лекций II части цикла

Подписка на все записи II части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 30-ти лекций цикла

Подписка на все записи лекций цикла, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
18 000 27 000 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021

или присоединяйтесь к живым лекциям

«4-й путь Гурджиева: система, теория и практика». Расписание лекций

Фильтр Быстрый результат
Сбросить Применить
Пробный месяц Zoom Рекомендуем!

Подписка на пробный месяц включает живое участие в 5-ти ближайших лекциях согласно расписанию цикла. Вы так же получаете бессрочный доступ к записям лекций и практическим упражнениям по теме.

Стоимость подписки:
3 375 6 750 
Разовое предложение!
Первая часть 2021 Zoom

Подписка на 15 лекций первой части цикла 04 сен – 11 дек 2021. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
04 сен - 11 дек 2021
Вторая часть 2021-22 Zoom

Подписка на 15 лекций второй части цикла 08 янв - 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
08 янв - 16 апр 2022
Весь цикл 2021-22 Zoom

Подписка на 30 лекций цикла 4 сен 2021 – 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только просмотр записей. Доступ к записям и упражнениям не ограничен по времени.

Стоимость подписки:
18 000 -30 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
04 сен 2021 - 16 апр 2022

Фрагмент транскрипта лекции

Василий: Этим символом, которым масоны как раз для этого использовали. И все, что связано с числом 3, к этому имеет отношение. Немножко еще скажу для тех, кто не был, кто, может быть, не слушал или не посетил лекцию, где рассказывалось о рабочих «я», то чтобы было понятно, что же это такое, и хотел предложить маленькое упражнение, которое будет нам помогать, – давайте постараемся не трогать лицо руками. Это нужно для того, чтобы появилось больше осведомленности о двигательном центре. Как движутся наши руки, какую позу мы занимаем. Потому что двигательный центр – это самостоятельный ум, который живет своей жизнью, когда он не находится под каким-то контролем. И наша задача привнести чуть-чуть больше осведомленности, чтобы это помогало поддерживать состояние присутствия.
И есть такая практическая идея, даже метод в этой школе называется рабочие «я». Их 30 или можно сказать, что 33. Это не так важно, как считать. Это короткие слова на английском языке. На английском потому, что школа основана в Америке. И язык учителя английский. И рекомендуется использовать английские эти слова, потому что они были специально подобраны, чтобы они были очень короткими, простыми и односложными.
Возможно, что в русском языке потрудившись, можно подобрать аналоги, но иногда они могут казаться слишком длинными. И слова настолько простые, что, в общем-то, и делать этого не нужно, и как вот эти маленькие ключики, команды для внутренней работы, эти слова вполне удобны. Для этого не нужно особо знать английский, чтобы запомнить эти слова.
То есть, по сути, вся наша жизнь, какой бы мы сложной и уникальной ее не представляли, состоит из очень простых моментов. Мы либо вот как сейчас сидим и смотрим, слушаем, мы еще ощущаем свое тело. Кто-то, может быть, больше ощущает дыхание, кто-то как стопы стоят на полу, как мы сидим на стуле или диване, и вот это то, что собственно есть в моменте к чему можно разделять внимание. Что может стать такой узкой дверцей в настоящее.
Для кого-то достаточно будет увидеть то, на что смотрят глаза. И названием или таким ключом к этому действию будет английское слово look – смотри с присутствием. И каждый раз, говоря себе look, в это слово короткое нужно вкладывать весь свой опыт осознанного смотрения, который был раньше, когда вы делали такие усилия.
То есть, задача с помощью этой команды look, прийти к вкусу присутствия при смотрении. Просто привнести в процесс смотрения разделенное внимание и третье состояние сознания. Просто наблюдать, как мы смотрим.
Звучит звук голоса, можно сказать себе, – hear – слушай, слушай с присутствием.
Есть стопы наших ног, которые стоят на полу, можно сказать себе, – feel – чувствуй стопы ног с присутствием. То есть, вот эти органы чувств, нас связывают с настоящим моментом.
Потому что когда мы уплываем из настоящего и находимся в воображении, мы фоном слышим какие-то звуки, но толком их не слышим. Просто регистрируем что да, кто-то там бубнит что-то. Наш взгляд ничего не видит, он просто скользит. Мы смотрим какие-то картинки, которые у нас проплывают перед нашим мысленным взором.
Мы можем даже не обратить внимание, как неудобно сидим, и потом просто почувствуем, что спина затекла, что она болит. Но до этого не будет никакой осведомленности о нашей позе или наших движениях.
Наши руки в воображении самопроизвольно двигаются, когда мы говорим, они могут начать жестикулировать, помогать формулировать мысль.
Есть такое рабочее «я» для этого steel – не суетись, не совершай лишних движений. Потому что, когда двигательный центр выходит из-под контроля, и мы замечаем, что наши руки активно жестикулируют, это значит, что мы заснули и оказались в воображении. И двигательный центр вышел из-под контроля.
Поэтому на все случаи жизни учитель и студенты ему помогали, были найдены такие краткие слова – рабочие «я», которые позволяют практически в каждой ситуации, для каждого действия подобрать такую вот свою команду, чтобы делать это с присутствием.
Для каких-то ситуаций, в которых мы сталкиваемся с какими-то трудностями в жизни и с ними отождествляемся, есть специальные рабочие «я», как например, scale – масштаб. Например, мы поцарапали палец, и вот с этим отождествились, течет кровь, все какие-то планы рушатся, страшно. Можно сказать, себе, – scale, и просто осознать, что на масштабе всего того, что может случиться, это ерунда. Может быть, пару дней придется походить с пластырем. И, в общем-то, все на этом закончится. Это не перелом ноги, не какая-то катастрофа, или что-то в этом роде.
Или, например, если ситуация связана с каким-то стимулом, который вызывает у нас негативность, можно сказать себе peace – мир и постараться присутствовать к этой ситуации и сдерживать негативные реакции, которые к нам приходят и так далее.
Для всех этих ситуаций, есть рабочие «я». Команда очень короткая, которая связана именно с тем, что делать в этой ситуации, какие усилия по присутствию. Список рабочих «я» можно попросить у организатора, у Александра, чтобы с ним более подробно поработать. Лекцию специальную посмотреть, где об этом подробно говориться.
А сегодня мы коснемся таких самых простых рабочих «я», которые связаны с нашими самыми простыми действиями, с органами чувств, с нашим восприятием, когда мы смотрим, когда слушаем, когда ощущаем что-то. Потому что вся жизнь совершенно точно из этого состоит.
В любом моменте мы можем проснуться, просто увидев то, что прямо перед нами. Это самый великий эзотерический секрет, что чтобы проснуться, достаточно увидеть то, что прямо перед тобой. Это слова Иисуса, что нужно сначала увидеть явно, тогда скрытое будет явным. То есть, увидеть то, что прямо перед тобой, и тогда явится третье состояние сознания. Больше для этого ничего не нужно.
Слушать. Мы все время слышим какие-то звуки. Это тоже является такой дверцей в настоящее. Что в любой момент достаточно начать слышать звуки, чтобы начать присутствовать. Это рабочее «я» – hear.
Можно точно так же слышать звук своего голоса, когда говоришь. И тоже ощущать стопы, стоящие на полу, это всегда нам доступно, когда мы стоим, когда мы сидим. Потому что эти органы чувств они все время функционируют, и они связаны с настоящим моментом. Перед нашими глазами всегда в настоящем что-то есть. Всегда есть какие-то звуки. Это может быть дуновение ветра. Едва слышный шелест листвы. И на наше тело всегда что-то давит. Всегда можно чувствовать свои стопы.
И вот Лилия сделала наблюдение такое, что было какое-то сопротивление использовать английские слова. И это очень хорошо, если у вас есть такое сопротивление, то можно использовать его как такую дополнительную третью силу, вроде бы это похоже на вторую силу,- не хочу английские слова, но это такое проявление механической черты, которое свойственно достаточно многим людям, это такое своеволие, меня просят использовать вот такие слова, а они мне не очень нравятся. То есть, в себе можно это наблюдать, и использовать как дополнительный стимул к присутствию. Чтобы перестать быть этим существом, которое что-то хочет чуть-чуть другое. Просто использовать то, что предложено и как это предложено.
И есть в школе метод, как эту работу, которая протекает у нас по первой линии, или в одиночку, когда мы не находимся вместе со студентами школы или на такой вот лекции, как нам привнести сознание в нашу жизнь. Может быть, были такие наблюдения, что вроде бы вспоминаешь про то, что хочешь присутствовать, начинаешь работать с какими-то рабочими «я», и даже, может быть, появляются какие-то проблески третьего состояния сознания, но потом опять, как бы сносит, и вспоминаешь только под конец дня или на следующий день о том, что вроде бы хотел использовать рабочие «я».
Дело в том, что те силы, которые нам противостоят, когда мы делаем усилия присутствовать, они очень основательны. Всю нашу жизнь до того, как мы с этим столкнулись, мы учились, как спать, по сути. Она вся проходила во втором состоянии сознания.
Вся наша механика приучалась быть в воображении. И это стало естественным состоянием. И попытка проснуться – это попытка преодолеть эту механическую природу. Нашему человеческому существу все это не нужно. Воображение нас захлестывает, как только мы перестаем делать какое-то рабочее «я». Оно входит совершенно по-разному. Или вдруг появляется какое-то важно дело, которое забирает все внимание, или вдруг мы вспоминаем что-то, или просто какие-то картинки воображаемые появляются перед глазами. Это очень большая сила, которая нам противостоит. И во всех школах, которые были до нас, велись поиски инструмента, который может как-то противостоять этому.
Незадолго до смерти Успенский произнес такие слова, что должен быть какой-то простой метод, чтобы помнить себя. И он так его и не нашел. Но в нашей школе такой метод был найден. И произошло это благодаря знакомству с египетской традицией.
Учитель со студентами очень много путешествовали в Египте, и видели много изображений, где были связаны между собой шесть фигур. То есть, число 6 в виде каких-то символов, которое стало очень настойчиво попадаться. И было открыто, что если использовать рабочие «я» не по одиночке, а в виде определенной последовательности, то, получается, достичь более долгого состояния присутствия.
Последовательность состоит из 6 рабочих «я», которые идут в определенном порядке, о котором чуть позже скажу, и 4-х бессловесных дыханий. Вот эти слова, эти рабочие «я» произносятся в ритме дыхания. Это позволяет связаться с еще объективным процессом. Наша человеческая машина дышит, это есть в настоящем, это не воображение. И если, никак не меняя дыхание, просто следя за его ритмом произносить на выдохе каждый раз рабочее «я», то это дополнительная возможность связаться с настоящим моментом.
И таким образом можно произнести 6 рабочих «я», и затем уже прекратить все усилия, и в течение четырех дыханий просто быть в третьем состоянии сознания, если последовательность удалась.
Сейчас, может быть, покажу несколько символов последовательности, с которыми работает школа, которые были найдены в произведениях искусства. Видно ли картинку?

Шесть подношений

Картинка называется «Шесть подношений». Здесь шесть фигурок, которые несут подношения богам, они последовательно идут, и у самой последней – самые большие подношения, она самая высокая, если смотреть на эти кончики, которые из корзинки торчат.

Лесница Якова

Следующая картинка – из христианской традиции, так называемая «Лестница Якова», и вот видно, что по лестнице идут святые люди, а черти их оттуда сбрасывают, они идут по некоей лестнице к богу. Это тоже является символом последовательности.
То есть во многих традициях это есть, и Учитель нас учит работать с такого рода символами. Если внимательно посчитать – там 30 ступенек – как 30 рабочих «Я». В разных традициях содержится указание на эти числа – 30, 33, 6, 10. Это символы последовательных усилий.
Итак, давайте попробую рассказать, как устроена последовательность, из чего она состоит. Возьмем самое простое «Я» -Look, смотри с присутствием. Возьмем его как тему последовательности. Последовательность начинается с рабочего «Я» – Ве, будь. И в это рабочее Я будь надо вложить весь опыт присутствия, который у нас есть на настоящий момент. Ольга, вы что-то записываете? Не нужно это делать, вы напрасно потратите время. Эта работа связана с тем, что есть какое-то знание, и наша человеческая механика стремится использовать это так, как мы привыкли в жизни – записать сейчас все внимательно, чтобы потом этим воспользоваться. Здесь устроено все по-другому. Все то знание, о котором мы говорим, его нужно применять прямо сейчас. И услышать, если это говорится, стараясь максимально присутствовать при этом. Потому что если все записать до последней запятой, но не присутствовать – то будет считаться ошибкой с точки зрения четвертого пути. Потому что все эти возможности, что у нас есть благодаря этим лекциям – это возможность присутствовать прямо сейчас, не записать что-то, чтобы потом где-то использовать, или что-то такое услышать, чтобы потом пригодилось. Если не пригодится прямо сейчас, то не пригодится никогда.
Итак, это первое рабочее Я – Ве, с него все начинается. Весь наш опыт третьего состояния сознания нужно вложить в это рабочее «Я». Будь – произносим на выдохе.
Было замечено, что в процессе появления последовательности, что недостаточно одного рабочего «Я». Потом приходит инерция нашей механики и входит воображение. Поэтому сразу за первым рабочим «Я» должно быть второе, которое поддержит это усилие. И для этого есть специальное рабочее «Я» – Hold, удерживай присутствие, Ве дает искорку маленькую, Hold удерживает эту искру. И вот уже два шага, в течение двух вдохов – выдохов удается удерживать вот это начало третьего состояния сознания.
И затем уже с этого уровня можно подойти к простому усилию – смотреть с присутствием. Be, Hold, и третье рабочее «я» – Look. Это и есть тема последовательности – смотреть с присутствием. Но к этому рабочему «я» Look мы подходим уже в высоте совершенно другой. Не просто рабочее «Я» делаем, а ступенька, третий уровень. Мы уже сделали два последовательных усилия зацепиться за настоящее. И с этой высоты говорим себе Look, и стараемся смотреть с присутствием. То есть, смотреть так, как мы учились смотреть, так и видеть то, что перед нами. Разделяем внимание с нашим смотрением. Входят впечатления. И замечено, что когда в течение трех последовательных шагов мы разделяем внимание и входим в настоящее, как раз начинает вкрадываться наша низшая суть, которая подбрасывает какое-то воображение. То есть, например, передо мной сейчас стоит ваза с цветами, говорю себе Look, и может войти какое-то воображение – красивые цветы, надо будет еще цветы купить. Настоящее начинает теряться. Потому что входит воображение, которое с этим никак не связанно. Поэтому это момент, когда можно увидеть низшую суть, она становится видна. Это тот момент, когда видно, откуда идет это воображение. Это шанс не быть поглощенным им.
И поэтому существует такое очень специфическое рабочее «Я», которое идет в основном только в последовательности. Оно звучит Back, то есть это такая команда низшей сути – назад. Вот именно на четвертом шаге становится видно, что уводит нас обратно в воображение. И поэтому даем себе команду BACK. В христианской традиции есть такой образ, когда Иисус странствовал по пустыне, его искушал Сатана, и Иисус сказал Сатане то, что перевели как «Изыди». Но это не совсем точный перевод. Если посмотреть буквальный перевод, то это будет «Стань позади меня». И вот это и есть смысл рабочего «Я» Back. Мы даем низшей сути команду стать позади, то есть мы помещаем присутствие на первый план, или возвращаемся к теме последовательности
И после Back мы повторяем еще рабочее «Я», связанное с темой. Be, Hold, Look, Back, Look. То есть опять смотрим с присутствием. Это уже другое смотрение. В нем больше сознания. Мы обнаружили подкрадывающуюся низшую суть, поставили ее на свое место, и впечатление начало входить. Идет вслед за этим шестое рабочее «Я». Оно тоже звучит как Be. Но это называется долгое BE. То есть краткое Be – это Ве, которое вначале последовательности. И долгое ВE – которое завершает последовательность.
Если наша последовательность удалась, и воображение не вкралось в процессе, то дальше происходит объективное чудо. И следующие четыре вдоха – выдоха можно просто прожить в третьем состоянии сознания без каких-то усилий. Как раз, на долгом BE необходимо оставить усилия, полностью уступить место сознанию. Чтобы даже та часть, которая героически делает эту последовательность, тоже ушла на второй план. То есть шесть вдохов – выдохов рабочих «Я», потом еще 4 вдоха – выдоха бессловесных дыхания.
Это достаточно странная вещь. Она с какой-то точки зрения простая, как какая-то детская считалочка.
Но при этом это могущественный изотерический инструмент. И здесь действует аналогия с другим каким-нибудь инструментом, которым человек пользуется в жизни. Например, может у кого-то дома есть топор, он просто пыльный лежит в кладовке. Но существуют люди, которые с помощью топора могут построить прекрасный дом, потому что они научились работать этим инструментом.
И также для нас последовательность. Когда мы ее не делаем – это просто считалочка, набор каких-то таких шагов непонятных, команд. Это и есть такое личное искусство каждого – начать делать последовательность в те минуты, когда нам никто не может помочь кроме нас самих, чтобы прийти в третье состояние сознания. И с нашим опытом, и только с нашими усилиями этот инструмент начинает приобретать какую-то точность, остроту, и начинает приносить результат. Не стоит сразу ждать каких-то результатов, потому что это Четвертый путь, и результаты зависят от качества наших усилий. Можно делать, наблюдать, искренне наблюдать внутри себя, что происходит, что может мы делаем не так. Иногда можно задавать вопросы на таких лекциях, услышать другую точку зрения на это, которая может обогатить это восприятие. Но только наше собственное усилие, работа с последовательностью могут нас привести к результатам.
И хотел предложить сейчас вместе, чтобы этот ритм последовательности почувствовать, сделать последовательность, произнося вслух рабочие Я с темой Look – смотри. Можно смотреть, выбрать чье-то лицо на экране, и стараться присутствовать к этому, используя последовательность. То есть это 6 вдохов – выдохов – шагов последовательности, и 4 бессловесных вдоха-выдоха, когда часть нас, которая делает последовательность, тоже уходит.
И давайте попробуем. Be – Hold – Look – Back – Look – BE. Может кто-то заметил внутри себя такую оппозицию, что это за ерунда, и так далее, и это действительно так. Для нашей низшей сути это полная ерунда. Это то, что заставляет ее спотыкаться. В какой-то степени Гурджиев говорил о какой-то палке, которую нужно вставить в колесо нашей механичности. Потому что когда мы делаем последовательность, мы, в общем, оставляем нашей низшей сути очень мало шансов. Это не просто одно рабочее Я, за которым может следовать какое-то продленное воображение, а это очень серьезная наша собственная попытка выйти из воображения. И можно экспериментировать, например, когда мы может быть одни, какое-то есть отождествление, переживания какие-то, воображение, с которым мы отождествляемся. И стоит начать делать последовательность именно в такие моменты, и делать много последовательностей подряд, потому что не всегда может сработать сразу же. Это тот способ, когда мы можем выбрать – либо машина идет сама по себе и делает то, что она привыкла делать, воображает, испытывает негативные эмоции. Либо мы заполняем это время последовательностью, стараемся присутствовать к каким-то простым впечатлениям, которые есть вокруг нас. Конец фрагмента.

5
Rated 5 out of 5
5 из 5 звёзд (основано на 2 отзывах)
Отлично100%
Очень хорошо0%
Приемлимо0%
Плохо0%
Ужасно0%
Rated 5 out of 5
29 Май 21

Здравствуйте. Получила новую для себя информацию о последовательности. Откуда учитель ее получил – наблюдение за египетскими изображениями. Что 4 бессловесных завершающих дыхания не стоит считать. А также, что не всех учеников старой школы устроило введение последовательности, как инструмента. Отозвалась на эту информацию, так как возникали вопросы или трение при исполнении последовательности. Было ощущение или сознание, возможно ложное, что присутствие достигается и без исполнения последовательности. Благодарю за лекцию.

Елена М
Rated 5 out of 5
11 Май 21

На мой взгляд тема Последовательность является одной из самых сложных тем в системе Четвёртого пути. Вместе с тем, несмотря на сложность, ведущему удалось доступно и просто рассказать о данном инструменте, что несомненно облегчит применение его на практике. Спасибо!

Наталья

Написать в WhatsApp
Вам помочь?