Воображение

Остановка неконтролируемой деятельности ума


Запись лекции

Доступ ко всем записям лекции, начиная с 2019 года на YouTube.


Транскрипт

Транскрипт последней лекции для мобильного и ПК в формате PDF.


Упражнения

Вы сможете проверить полученные идеи на практике.

Содержание

Два типа воображения – неконтролируемая деятельность ума и воображение о вещах и явлениях. Воображение в инстинктивном, двигательном, эмоциональном и интеллектуальном центрах. Негативное воображение. Воображаемая картина о себе сомом. Ложь. Преувеличение. Творческое воображение и критическое мышление. Рабочие «я» Now и Think. Символы воображения в традициях прошлого. Упражнения на неделю.

«Воображение всегда вращается по одному и тому же кругу. Это неконтролируемая умственная деятельность, и путем воображения мы создаем многие ложные ценности, сохраняем их и используем их в нашем мышлении. Вот почему воображение является опасным. Мы ничего не проверяем. Мы воображаем вещи либо потому, что они нам нравятся, либо потому, что они нам не нравятся и мы боимся их. Мы живем в воображаемом мире».

— Петр Успенский

Выберите подписку чтобы посмотреть записи

Фильтр Быстрый результат
Сбросить Применить
Воображение

Содержание: Два типа воображения –  неконтролируемая деятельность ума и воображение о вещах и явлениях. Воображение в инстинктивном, двигательном, эмоциональном и интеллектуальном центрах. Негативное воображение. Воображаемая картина о себе сомом. Ложь. Преувеличение. Творческое воображение и критическое мышление. Рабочие «я» Now и Think. Символы воображения в традициях прошлого. Упражнения на неделю.

Стоимость подписки:
900 -1 500 
Живое участие
|
Просмотр записей
12 окт 2019
|
13 фев 2021
|
2 окт 2021
|
30 мая 2020
Записи 15-ти лекций I части цикла

Подписка на все записи I части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 15-ти лекций II части цикла

Подписка на все записи II части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 30-ти лекций цикла

Подписка на все записи лекций цикла, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
27 000 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021

или присоединяйтесь к живым лекциям

«4-й путь Гурджиева: система, теория и практика». Расписание лекций

Фильтр Быстрый результат
Сбросить Применить
Пробный месяц Zoom Рекомендуем!

Подписка на пробный месяц включает живое участие в 5-ти ближайших лекциях согласно расписанию цикла. Вы так же получаете бессрочный доступ к записям лекций и практическим упражнениям по теме.

Стоимость подписки:
3 375 6 750 
Разовое предложение!
Первая часть 2021 Zoom

Подписка на 15 лекций первой части цикла 04 сен – 11 дек 2021. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
7 200 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
|
Трансрипты
04 сен - 11 дек 2021
Вторая часть 2021-22 Zoom

Подписка на 15 лекций второй части цикла 08 янв - 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
7 200 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
|
Трансрипты
08 янв - 16 апр 2022
Весь цикл 2021-22 Zoom

Подписка на 30 лекций цикла 4 сен 2021 – 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только просмотр записей. Доступ к записям и упражнениям не ограничен по времени.

Стоимость подписки:
12 000 -30 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
|
Трансрипты
04 сен 2021 - 16 апр 2022

Фрагмент транскрипта лекции

Владимир Е: Мы говорим про упражнение относительно эмоционального воздействия на других или спора, попытки интеллектуально или эмоционально воздействовать, негативно или позитивно. Так я понял это упражнение. Если у кого-то есть еще желание что-то сказать, пожалуйста. Если нет, тоже нестрашно.
Я могу вам сказать относительно исполнения этих упражнений такую вещь. Очень сложно работать на расстоянии, я понимаю, что вот это наше общение через интернет, это единственная возможность, но пожелание мое, насколько у кого складываются обстоятельства, все-таки присоединяться к центру школы, где бы они не существовали, конечно если у вас получится и если вы серьезно настроены работать над собой. Потому что я бы назвал такой вот, как у нас сейчас, способ общения, предварительной работой.
Эти упражнения – не воздействовать на других эмоционально или интеллектуально – это разновидность провокации, как я это понимаю, потому что человек на 100 % убедится, что он никак не сможет выполнить это упражнение.
Это просто форма привлечения внимания к работе своего эмоционального и интеллектуального центра. Делать такие вещи не как упражнение, а по желанию, может только сознательный человек. У несознательного человека будет работать механика, она работает от толчка, наша машина работает по принципу стимул-ответ, на вас окружающая жизнь воздействует, вы реагируете, в той или иной степени с той или иной задержкой во времени.
Поэтому самое правильное поведение, и один ответ на все проблемы – это присутствие, это разделенное внимание, это включение сознания. Вы десять тысяч раз, а может миллион, будете пытаться воздействовать на других, каким-то образом реагировать, взаимодействовать, и потом наступит такая точка, (она у всех зависит от их уровня бытия, накопленного в связи с работой над собой) наступит такой момент, когда вы просто начнёте понимать другого человека. Вы оставляете его ему самому, как бы на его собственное усмотрение, каков он есть.
Это очень нескоро происходит, то есть это не зависит от конкретного человека, этого оставили, а этого не можете оставить. Нет, это общее такое понимание, у человека накапливается определенная самодостаточность, и ему уже нет нужды сильно пытаться изменять окружающий мир. Он может это сделать. Но при первой же попытке, как только видит сопротивление, он прекращает это. Потому что фактически это бессмысленно.
Как однажды выразился учитель в школе, вначале вы думаете, что виноваты другие, потом вы думаете, что виноваты вы сами, а потом вы понимаете, что никто не виноват. То есть вы понимаете: работает механика человеческая.
И чем быстрее человек это понимает, тем он становится более тихим, спокойным, ему достаточно самого себя, и он не пытается учить других или воздействовать на них каким-то образом, не пытаться вызвать их интерес, не попадает в зависимость от других.
Это и называется свобода, это и называется сознание. У такого человека развивается сознание, воля, он становится свободным. Это очень медленный процесс. Этот процесс происходит по мере усиления вашего присутствия, вашего сознания. Но попытки нужно делать. Это называется упражнение. Берешь конкретного человека и думаешь: «Вот сегодня я не буду на него поднимать голос». Хотя знаешь каждый раз, что при встрече с близким человеком у тебя возникает конфликт, хотя ты и ставишь задачу. Как правило, ничего не выходит. Ты опять срываешься на крик. Но уже видишь, что у тебя медленно, постепенно начинает накапливаться опыт. У всех у нас так.
Я только сейчас ругался со своей 95-летней матерью, хотя я уже почти 30 лет в школе. Я знаю, что бессмысленно ее в чем-либо убеждать. И все равно она меня чем- то достает, и я пытаюсь ей объяснить. Почему? Потому что в тот момент я не помнил себя.
Давайте перейдем к нашей основной теме – воображению. Эта тема очень большая. За этот час мы не сможем много чего понять или объяснить. Но что-то я вам скажу, а потом мы, может быть, подискутируем. Всё очень связано, потому что воображение – это самое главное препятствие на пути эволюции. Успенский говорил так: «Воображение, отождествление, выражение негативных эмоций – три главных препятствия для сознания». Наш учитель сказал еще проще: «Вы или присутствуете и находитесь в сознании, или вы в воображении и спите». Вот и все.
Почему это происходит? Человек – сложное существо. Головой он уходит в небо, а ногами стоит на земле. Он живет в настоящем, материальном – вот сейчас я вижу экран, я вижу вас, я вижу свою комнату, но одновременно он живет и в своей памяти. Это абсолютно нормально. У него есть память пространства и времени. Если бы у человека этого не было, он бы превратился в какое-то примитивное животное. У него есть память – мы можем подумать о людях, которые нам близки, мы можем представить себе ситуацию, представить вещь, которая лежит в другой комнате. То есть это нормальная практика человека, что он живет не только материальной, непосредственной работой своих органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Во всех его центрах есть память об этом обонянии, осязании, вкусе, зрении. Обо всем этом есть память. И она ориентируется на эту память.
Он не просто существо, которое тут, в этом моменте, физическое существо. Он существо, которое живет в памяти. И это нормально. Это норма для высшего существа по имени Человек. Но проблема заключается в том, что человек с этими субстанциями, с этой памятью разных центров начинает играть.
Вот самый элементарный пример: молодой человек встретил красивую девушку. Это факт, это уже в его памяти. Когда встреча закончилась, он остается один, он помнит, как она выглядела, ощущает ее красоту, и она ему нравится. И вот тут он начинает представлять, что бы он делал в отношении ее эмоционально и физически. Все что угодно. И тут начинается воображение.
Человек начинает играть с этой памятью. И если вы строго посмотрите на свою жизнь, то вы увидите, что 99,9 % нашего человеческого времени мы играем с этой памятью. Мы представляем, как могло бы случиться что-то плохое или что-нибудь хорошее с нами. И вот человек постоянно находится в этих формах воображения.
Меня Александр попросил вот так сформулировать: «Неконтролируемая деятельность нашего воображения о вещах и явлениях». Я бы сказал, что есть неконтролируемая деятельность нашего воображения и есть память о вещах и явлениях.
И ничего страшного в памяти нет. Это норма для обычного человека, что он не находится в моменте настоящего, а все время играет с этой памятью, которая сосредоточена в его центрах, памятью о моментах настоящего или о его жизни, потому что память состоит из цепи моментов настоящего. Вот это воображение или то, что называл Гурджиев, «кондабуфер».
Такое воображение о прошедшем, настоящем не дает человеку находиться в настоящем, оно даже не дает ему получать новые впечатления. Вот у детей это не развито. Дети смотрят на вас с удивлением, и они особенно ни о чем не думают, они впитывают впечатления, смотрят на все раскрытыми глазами и получают урок.
Чем старше человек, тем меньше он умеет это делать, потому что он полагается на свое сформированное суждение, представление о том, что все, скорее всего, произойдет именно так, как он думает, и все это плохо, или все это хорошо. И его практически никогда нет в настоящем. Это разновидность сна, и все, кто читал теорию Гурджиева и Успенского 4-го пути, знают, что это и есть классическая форма сна.
Разница тут только в содержании негативном или позитивном, у молодых, у которых еще много времени впереди, что есть тоже воображение абсолютное, у них позитивное воображение, оно состоит из мечтаний, сексуальных мечтаний, чего там только нет – надежд, представлений о том, как сложится их жизнь. Это нормально для человека, который не работает над собой. У старого человека воображение состоит из ожиданий неприятностей, потому что таков его опыт. Он ожидает болезней всяких, проблем, бедности, чего только с ним не происходит. Его только нет в настоящем. Он может еще не бедный, но уже он так боится бедности, что и в самом деле беден. Вот так люди и живут, но мы, которые начинают работать над собой, должны это видеть. Для человека это нормально, тут ничего не сделать, для человека, который не хочет работать над собой. Он, к сожалению, – раб этого страшного воображения, но для нас необходимо научиться работать с этим.
И вначале мы начинаем смотреть. Путем разделенного внимания мы начинаем наблюдать за собой. В конце нашей встречи мы возьмем упражнение, но не совсем такое сложное, как дал Александр, он предложил контролировать воображение как ненужную деятельность ума.
Честно говоря, это для меня, я повторяю, что я 30 лет в школе – это сложная вещь – контролировать. Дай бог, чтобы я увидел свое воображение. И когда меня настигает мое воображение, я ничего уже не вижу вообще. Никого нет. Нет меня. Кто-то полностью находится в воображаемом мире и спит. Это даже не я. Я даже не знаю, кто я в этот момент. А когда человек разделяет внимание, он начинает видеть себя, у него появляется возможность хотя бы на какое-то время увидеть свои мысли, которые приходят из разных центров: из инстинктивного центра, предположим, он вдруг ловит себя на том, что представил какую-то вкусную пищу, как он замерз и как ему было бы приятно сейчас согреться – воображение инстинктивного центра. Это законное, нормальное воображение, оно может проскакивать, но просто нужно быть осторожным, и не давать себе застревать в этих картинках, приятных внутренних картинках. Или оно приходит из двигательного центра. Инстинктивно-двигательный центр на одной скорости работает. Я представляю свои движения, как я куда-то прихожу, куда-то еду. Это нормальная, в принципе, деятельность, но ее надо минимизировать.
Инстинктивно-двигательный центр связан с жизнью, и много есть в этом представлении рационального. Главное, чтобы там не подмешивался эмоциональный центр и не начинал слишком много страхов или слишком много приятных вещей вокруг этого разводить.
Например, человек знает, что если он прикоснется к горячей поверхности, он обожжется. Это нормальное представление, это и есть та самая память центров. В детстве он когда-то обжегся, и он знает, что нельзя прикасаться к горячим поверхностям. Это норма, защитная вещь в человеке – память центра – она и помогает ему жить, хотя может ничего горячего рядом с ним уже и нет. Это нормальная защитная вещь. Но когда человек начинает с этим играть, эмоционально по каким-то причинам застревать в этом, думать, что он сгорит, что-нибудь случится с ним – вот тут начинается всякая чепуха. Человеку совершенно не нужно это, нужно присутствовать, не тратить энергию на этот сон. Таким образом, как сказал наш учитель, вы или в воображении, или в сознании, нет никакой третьей позиции.
В основном человек по природе своей, обычный человек, находится в этом воображении. И он изредка выныривает, когда происходит какой-то шок маленький – кто-то его толкает, на минутку он возвращается к реальности и, может быть, тут же с ней отождествляется и опять забывает себя, а потом долго носит в себе память о том, что его кто-то толкнул, и представляет, что бы он сказал этому человеку, как бы он ему правильно ответил. Все это чушь, но люди занимаются этим беспрерывно.
Есть еще воображаемая картина о самом себе. Это более сложная вещь. Предположим, вы научились более или менее присутствовать и не впадать в воображение. Это уже очень неплохо. Это неплохой уровень бытия, когда вы более или менее осознаете, что происходит в моменте, ни проваливаетесь, не исчезаете из этого момента очень надолго. И вы как бы выходите на здравый, нормальный уровень. У всех нас, повторяю, у всех есть воображение, никак полностью его исключить невозможно, его можно серьезно потеснить. Знаете, есть люди, такие мечтатели, которые живут только в воображении. Но такие люди не могут быть в школе. В школе человек становится более реальным, более присутствующим. Но, достигнув определенного уровня, он останавливается.
Почему?
Потому что есть вещи, которые связаны с его очень глубинным представлением о том, какими должны быть вещи окружающие, и кто он сам такой, его представление о самом себе. Если человека не трогать, а дать ему спокойно сидеть в кресле, наслаждаться общением, едой, комфортно себя чувствовать, возможно, он не будет постоянно в воображении, возможно, он будет время от времени присутствовать, и все будет нормально. Но особо ничего с ним не будет происходить.
Что же дальше? Как правило, если он все-таки на пути эволюции, с ним случаются шоки, случаются удары какие-то: по его психике или по его физике, чтобы пошатнуть его старые представления обо всём.
Вы слышали, наверное, в теории, что такое первый сознательный толчок, и что такое второй сознательный толчок.
Первый сознательный толчок – это когда мы разделяем внимание и начинаем присутствовать, это обязательное условие работы. Без него не будет эволюции. Это включение лампочки. Лампочка нашего сознания горит – мы видим себя. Но, повторяю, происходит такой фокус, что человек зажигает лампочку, садится в комфортное кресло, сидит и думает, что сейчас он попадет на небеса. Нет. Потому что в нем очень много скрытых представлений, о которых он даже не догадывается, и необходим шок, какой-то удар, что-то с ним должно случиться, чтобы он пошел дальше, чтобы он увидел, что в нем внутри находится.
Гурджиев говорил, что пока с человеком хорошо обращаешься, он один. А вот попробуйте-ка погладить его против шерсти. Тут из него такие черти начинают вылезать. Вот это то, из чего состоит второй сознательный толчок. А именно: трансформация трений, трансформация страдания. К счастью, это парадокс – люди в жизни никогда бы так не сказали, но в школе так говорят: к счастью, в жизни существуют трения и страдания. Без них человек не мог бы увидеть того, кто он такой и кто ещё в нём живёт. И вот тут вы поймёте всех религиозных подвижников, всех мучеников. Потому что это не было просто мучение ради мучения. Это никому не нужно. Огромное количество людей в мире мучается и страдает. И никакого толку в этом вообще нет. Только тот человек, который мучается и страдает сознательно, может почувствовать эту громадную энергию, которая выделяется в момент толчка. Вот этот человек может эволюционировать. Мы, конечно, не заботимся о том, чтобы искать себе приключения на одно место, как выражаются люди. Нет. Это приходит само, как правило, когда человек начинает работать над собой. И тут начинается мистика.
Наш учитель говорит, что мы не одни в этом мире. И что нас видят более высокие существа, сознательные существа, ангелы, как он их называет. И что они начинают с нами работать, когда мы готовы. Они начинают каким-то образом с нами выходить на связь, входить в контакт. Он утверждает также, что над нами, выше, расположены сознательные существа, они ведут нас, и когда мы нуждаемся в дальнейшем продвижении, они дают нам толчки той или иной силы. Мы можем воспринимать это как случайность, как неудачу, как трагедию, но чем дольше человек в школе, тем больше он, помня о высших силах, воспринимает это как рабочий момент. Когда он относится к своим трениям и страданиям как к работе, которую проводят с ним эти высшие силы, тогда начинается правильная работа над собой. Тогда он может оставаться позитивным после сильных шоков. То есть он может трансформировать эти шоки.
Я немного ушел в сторону от идеи воображения, чтобы вы поняли, как это работает. Энергия или тратится человеком, выбрасывается на негативное воображение, на взрывы негативные, на бог знает что, человек накручивает себя негативным воображением, или она собирается, человек в момент шока становится спокойным, или даже особо продвинутые говорят: “Спасибо, Господи!” и становятся счастливыми. Вы знаете эти примеры только в жизни религиозных людей, больше они нигде не известны, или скажем шире, духовных людей.
Обычный человек так не реагирует на шок, на страдание, на трения. Для обычного человека нормально убежать от этого, сказать, что это несправедливо, ужасно, я не хочу этого. Они по возможности постараются от этого избавиться. Но сознательный человек, повторяю, он такие вещи принимает, но сам сознательно, конечно, не ищет, как я уже сказал, этих вещей, это был бы уже перегиб, это абсолютно неправильно. Вы слышали, что бывают всякие духовные группы, которые начинают придумывать себе излишние страдания. Как правило, там все кончается насилием друг над другом, бог знает чем, преступлениями. Нет. Человек, который работает над собой, живет в жизни и получает свою дозу страданий и трений. И это то, что ему в этой жизни отпущено высшими силами. Дай бог ему и это трансформировать. Дай Бог ему с этим начать работать, а не уйти в негативное воображение, в бешенство, в злобу, в уныние.
Воображаемая картина о самом себе. Конечно, у всякого человека есть ложные представления о самом себе – какой он прекрасный, красивый, умный, хороший. И когда он получает сильный удар со стороны жизни, то он чувствует себя очень некомфортно, как говорил Гурджиев, как будто с него штаны спустили. А иногда он просто страшно страдает, потому что разрушается картина его собственных представлений о том, кто он, что он из себя представляет, зачем живёт. Он обнаруживает, что он вообще ничего из себя не представляет и жить ему незачем. Это тяжело перенести человеку с богатым воображением относительно самого себя. Это начинает умирать его ложная личность. Но только так человек становится истинным, очень скромным, незаметным, спокойным, маленьким, готовым к любому удару.
Опять примеры таких людей мы знаем из жизни духовных существ. Они готовы ко всему в любой момент. Почитайте Лао-Цзы, который говорил о том, как выглядят святые. У него есть такой удивительный фрагмент, где говорится, что они абсолютно как бы развернуты на момент настоящего и очень вежливы и очень внимательны, молчаливы. Они просто смотрят на окружающий мир и готовы работать с тем, что им сейчас пошлют. Они не уходят в воображение относительно того, как сейчас плохо или как хорошо. Они просто здесь и сейчас. Вот это самое интересное в нашей работе – достигать таких вещей.
Кроме того, всегда возникают вопросы о том, что такое творческое воображение. Нужно ли оно? Творческий человек, который занимается творчеством, скажет: «Ну как же мне отказаться от воображения, что же я буду делать, как же я буду писать книжки, как же я буду писать свои картины?»
Это непростая тема. Она не так много обсуждается в школе. Учитель про это почти не говорит. Но если кому-то это интересно, я затрону это. В силу того, что я сам занимался когда-то искусством, но остановился, я ее немножко понимаю. Я считаю, что лучшее творчество – это не творчество путём воображения, лучшее искусство – это не искусство воображения, где люди механически фантазируют и выдумывают. Человек имеет право на работу со своей памятью, с образами памяти. Лучшие произведения искусства достаточно реальны, даже если они фантастические. Вы чувствуете, что в них есть правда. В них есть мощная связь с реальностью. Возьмем роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Все читали. Он фантастичен. Но имеет более реалистическое изображение описываемого времени, чем у любого другого писателя, кто в то время писал. Оно абсолютно точное. Хотя он прибегает к фантастическим образам, но чтобы более точно передать реальность. Кто-то будет спорить о терминах, механическое это или контролируемое воображение. Но я думаю, что в случае с творчеством – это память, великолепная память и понимание жизни. Это не попытка играть с выдуманными фактами, а именно попытка передать жизнь, её реальность при помощи разных приемов, подчас фантастических. Поэтому творческий человек имеет право на осознанный контролируемый процесс организации и передачи образов своей памяти. Конец фрагмента.

5
Rated 5 out of 5
5 из 5 звёзд (основано на 3 отзывах)
Отлично100%
Очень хорошо0%
Приемлимо0%
Плохо0%
Ужасно0%
Rated 5 out of 5
12 Окт 21

Лектор корректно и интересно подал материал. Создал нужную атмосферу . Прекрасно держал паузу, давал ответы на сложные вопросы.

Владимир Машковский , Беларусь.
Rated 5 out of 5
16 Мар 21

В лекции Воображение достаточно четко показана множественность “я” в человеке, которые управляются его низшей сутью. Воображение является одним из препятствий к пробуждению и лекция показывает способы освобождения от него. В ходе лекции удалось быть в моменте, спасибо!

Наталья
Rated 5 out of 5
16 Мар 21

Здравствуйте. Лекция интересная, роль воображения принципиальна в необходимости видеть реальность и существовать в ней, в моменте. Однако , важно отделять воображение от функции интеллектуального центра, формулирующего слова, оценки, понятия – это разные процессы, судя по всему. Спасибо.

Елена М

Написать в WhatsApp
Вам помочь?