Сущность и личность

Раскрытие эмоциональной природы человека на пути к сознанию


Запись лекции

Доступ ко всем записям лекции, начиная с 2019 года на YouTube.


Транскрипт

Транскрипт последней лекции для мобильного и ПК в формате PDF.


Упражнения

Вы сможете проверить полученные идеи на практике.

Содержание

Три независимых существа – тело, сущность и личность. Ложная и истинная личности. Миры 96, 48 и 24. Рабочая личность. Освобождение сущности от ложной личности. Образование и развитие сущности. Роль впечатлений в развитии сущности. Сущность, осознающая себя. Символы сущности в традициях прошлого. Упражнения на неделю.

«Личность слишком тяжела, слишком сильна; она окружает сущность, подобно скорлупе, так что ничто не может достичь ее, все должно проходить через личность. Сущность не может расти в этих условиях, но если личность становится более прозрачной, впечатления и внешние влияния будут проникать через нее и достигать сущности, и тогда сущность начнет расти».

— Петр Успенский

Выберите подписку чтобы посмотреть записи

Фильтр Быстрый результат
Сбросить Применить
Сущность и личность

Содержание: Три независимых существа – тело, сущность и личность. Ложная и истинная личности. Миры 96, 48 и 24. Рабочая личность. Освобождение сущности от ложной личности. Образование и развитие сущности. Роль впечатлений в развитии сущности. Сущность, осознающая себя. Символы сущности в традициях прошлого. Упражнения на неделю.

«Личность слишком тяжела, слишком сильна; она окружает сущность, подобно скорлупе, так что ничто не может достичь ее, все должно проходить через личность. Сущность не может расти в этих условиях, но если личность становится более прозрачной, впечатления и внешние влияния будут проникать через нее и достигать сущности, и тогда сущность начнет расти». Петр Успенский

Стоимость подписки:
600 
Живое участие
|
Просмотр записей
04 июл 2020
|
16 ноя 2019
|
20 мар 2021
Записи 15-ти лекций I части цикла

Подписка на все записи I части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 15-ти лекций II части цикла

Подписка на все записи II части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 30-ти лекций цикла

Подписка на все записи лекций цикла, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
18 000 27 000 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021

или присоединяйтесь к живым лекциям

«4-й путь Гурджиева: система, теория и практика». Расписание лекций

Фильтр Быстрый результат
Сбросить Применить
Пробный месяц Zoom Рекомендуем!

Подписка на пробный месяц включает живое участие в 5-ти ближайших лекциях согласно расписанию цикла. Вы так же получаете бессрочный доступ к записям лекций и практическим упражнениям по теме.

Стоимость подписки:
3 375 6 750 
Разовое предложение!
Первая часть 2021 Zoom

Подписка на 15 лекций первой части цикла 04 сен – 11 дек 2021. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
04 сен - 11 дек 2021
Вторая часть 2021-22 Zoom

Подписка на 15 лекций второй части цикла 08 янв - 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
08 янв - 16 апр 2022
Весь цикл 2021-22 Zoom

Подписка на 30 лекций цикла 4 сен 2021 – 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только просмотр записей. Доступ к записям и упражнениям не ограничен по времени.

Стоимость подписки:
18 000 -30 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
04 сен 2021 - 16 апр 2022

Фрагмент транскрипта лекции

Сергей: На самом деле независимо от того, какая у нас главная черта в сущности, то есть та черта, с которой мы рождаемся, у нас есть одна из главных черт, которая приобретается в жизни, и она в основном формируется в личности человека, – это тщеславие и самолюбие. Это не врожденные черты, но из-за чего очень трудно наблюдать свою главную черту в сущности, это как раз черта в личности. В особенности это касается желания вызвать в других людях либо жалость, либо восхищение собой. И это корень вот этой черты тщеславия, самолюбия или гордыни. Мы об этом поговорим на сегодняшней лекции тоже.
Хотелось бы начать немножко с устройства, нашего внутреннего устройства и поговорить про тело, сущность и личность. Личность правильную и личность ложную или фальшивую, потому, что это важные наши составляющие.
Когда мы появляемся на свет, рождается тело. Мы не умеем самостоятельно питаться, мы не разбираемся в еде, что можно есть, что нельзя. Если в этом возрасте начать кормить ребенка едой, которой обычно питается человек, он умрет. Ребенок может питаться только молоком достаточно длительный период времени, несколько месяцев. Он питается только молоком. Он не может питаться обычной едой. Он не может ходить, он не может говорить, он вообще не понимает, что вокруг говорят. Если он родится в Японии, он так же не будет понимать, что вокруг него говорят, точно так же, если он родится в России, или в Англии, или где-то еще.
Человек в этот период времени не может переживать эмоции. Не может испытывать целый спектр эмоций. Рождается тело, и когда мы говорим о человеке, и смотрим на других людей, первое, что мы замечаем, это тело. С определенными формами, голова, руки, внутреннее устройство, пол и так далее. То, что мы видим, как человек начинает развиваться с момента рождения, у него нарабатываются внутренние связи, он начинает питаться, растут органы, происходит обмен веществ, растут мышцы, растет мозг, увеличивается число нервных соединений, идет внутренняя наработка организма. Та часть нервной системы, которая управляет этими функциями, всей внутренней работой, она развивается наиболее интенсивно, но человек по-прежнему около года не может ходить. Он не может двигаться. И то, что мы видим следующая как бы функция, которая в теле проявляется это движения, двигательная функция. Она при рождении в очень зачаточном состоянии находится. Ребенок может только хватать. Он не может взять предмет и удержать его. Он не может еще перевернуться, проползти. Тем более ходить. Требуется год, прежде чем ребенок станет на ноги и освоит координацию. Та часть нервной системы, которая управляет движениями человека, его двигательной функцией нарабатывается примерно около года. И на самом деле требуется гораздо больше времени, чтобы этой функции развиться.
Но по-прежнему в этот период времени человек год не может говорить. Его словарный запас составляет примерно 200 слов. Интеллектуальная функция еще полностью не развита. Человек не может формулировать. Требуется еще примерно 3-5 лет прежде, чем ребенок начнет сносно говорить. И еще пару лет прежде, чем он начнет выражать свои мысли в слаженных формах, строить какой-то рассказ, логически связанный с предисловием, с темой развития и заключением.
Дальше по мере развития половой функции, которая наступает примерно в 12 лет, и ее развитие начинает оформляться очень интенсивно, и в 16 лет уже завершается. Мы так же видим одновременное развитие и эмоциональной функции, весь спектр эмоций уже нарабатывается в человеке к этому времени.
Таким образом основные 5 функций, которые мы наблюдаем в человеке это: инстинктивная функция, внутренняя, которая управляет всей внутренней работой организма. Это двигательная функция, это часть нервной системы, которая управляет движениями человека. Это интеллектуальная функция и эмоциональная функция. Половую функцию мы не трогаем, потому, что она проявляется лишь в связи с продолжением рода, либо как поставщик энергии, очень тонкой энергии, это конденсатор тонкой энергии внутри человеческого организма.
Что важно в этой информации. Важно то, что каждой функцией управляет отдельная часть нервной системы человека или так называемый центр. То есть, инстинктивной функцией управляет инстинктивный ум, инстинктивный ум нервной системы, эмоциональной – эмоциональный ум, интеллектуальной – интеллектуальный ум, и двигательной – двигательный ум. Эти части нервной системы связаны, но они совершенно отличны. И они работают на разной скорости. Например, самый медленный центр или медленная функция в человеке, это интеллектуальная функция, мыслительная. Мы воспринимаем течение времени с той же скоростью, с которой длятся мыслительные процессы. То ест, 1 секунда то, что мы воспринимаем, как время, это скорость работы мыслительной функции. Двигательная функция или двигательный центр работает гораздо быстрее. Например, если падает какой-то предмет, вы ловите его не задумываясь. Двигательная функция одновременно рассчитывает скорость падения и направляет движение таким образом, чтобы поймать падающий предмет. Но если человек начинает осмысливать это, как это произошло, то на это уйдет гораздо больше времени. И это объясняет почему внешне функции двигательные развиваются быстрее интеллектуальной в процессе жизни человека. Потому что она работает просто гораздо быстрее в человеке, поэтому она и развивается раньше.
Если сравнить человека с компьютером, то его тело представляет собой железо, внешняя оболочка, корпус, это внутренняя начинка, процессор и так далее. То же самое и в человеке это органы, мозг, печень, сердце, мышцы тела, наше тело. Жесткие диски в компьютере, например, четыре жестких диска, которые работают с разной скоростью вращения, это то же самое, что и центры. Центры или функции человека. Для каждого центра – свой жесткий диск. Для инстинктивного – свой жесткий диск. Для двигательного – двигательный. Для эмоционального – эмоциональный. Для интеллектуального – соответственно интеллектуальный.
Когда человек рождается, все эти диски чисты. На них нет записей. За исключением каких-то базовых предустановленных программ. И когда человек начинает развиваться и расти с момента младенчества, эти центры заполняются. Они заполняются программами, они заполняются файлами, то что мы осваиваем, выучиваем, получаем информацию, она вся записывается в низшие центры. И получается, что емкость этих дисков, их скорость, их способность у разных людей разная.
Что важно, эти жесткие диски представляют собой сущность. Это то с чем мы рождаемся. Это наши определенные врожденные таланты, предрасположенности к движениям, усваиванию двигательной активности, либо предрасположенность к вкусовым качествам, к восприятию окружающей среды с точки зрения воздействия на 5 органов чувств. Например, есть люди, которые прекрасно разбираются в различных оттенках вина, или в различных оттенках блюда. Они с точностью могут сказать какие специи входят в состав блюда, из чего блюда приготовлены, они могут различить. То есть, их восприимчивость к пяти органам чувств, она очень высока. И таких людей называют инстинктивно-центрированными. То есть, это те люди, у которых основной фокус внимания и основной талант их развития сущности находится в инстинктивной функции. Такие люди очень восприимчивы к температуре, к тому из чего сделана одежда. Это люди ощущений.
Так же есть люди вокруг нас, мы замечаем людей, которым очень хорошо дается двигательная активность, они становятся очень хорошими спортсменами. Кому-то удается попасть баскетбольным мячом, трехочковый бросок, а у кого-то вообще не получается сколько бы он не бросал. Он просто не попадает. Это говорит о том, что двигательная функция у этого человека развита или может развиться гораздо хуже, чем у другого человека.
Это говорит о центрированности, так сказать, что у каждого человека одна из этих функций в сущности развита лучше, чем другие функции. У одних инстинктивная функция лучше развита, у других двигательная. У кого-то развита лучше интеллектуальная функция. Этим людям удается очень красиво выражать мысли, слаженно рассказывать, увлекательно рассказывать о каких-то идеях, теории какие-то излагать.
У каких-то людей лучше развит эмоциональный центр. Они эмоционально больше восприимчивы к настроению других людей, к впечатлениям, к тому, как сочетаются шторы с цветом обоев, с цветом мебели. Они очень восприимчивы. А кому-то все равно, их это не трогает, совсем.
В сущности находятся все наши истинные предпочтения, то есть, один человек допустим, любит морковку, но не любит баклажаны или капусту. Кто-то с детства любит яблоки, но не любит персики. И вот эти предпочтения люблю-не-люблю, те, которые у нас были еще с детства, они говорят о предпочтениях нашей сущности. Это то, что нам нравится на самом деле.
Сущность состоит из того, что человеку нравится на самом деле – какая еда нам нравится на самом деле, какая одежда, какой цвет, какие формы предметов, какая двигательная активность нам нравится – кому-то нравится бег, кому-то нравится ходьба, кому-то нравится просто лежать, не двигаться. Эти все предпочтения находятся в сущности.
Но, независимо от наших предпочтений в детстве нам давали еду, которая нам не нравилась, потому что она полезная, потому что она необходима для тела. Но это касалось не только еды. Это касалось наших взаимоотношений с окружающими людьми, детьми. Когда один ребенок отбирает игрушку из рук, другой его раз – и трескает. Окружающие ему говорят – так делать нельзя, нельзя бить других детей. Нельзя делать то, нельзя делать это. И получается, что сущности хочется проявиться одним образом, а окружающие требуют от тебя совершенно другого поведения.
И это знание о том, как вести себя в социуме является основой формирования личности. То есть, личность усваивает в отношении того, как себя надо вести, какая модель поведения требуется в этом обществе, что необходимо сделать, чтобы получить тот или иной результат. Личность усваивает закон причины и следствия, что если сделаешь это, то результат будет такой.
Итак, самое важное, что сущность – это то, что человеку хочется сделать на самом деле, это все наши предпочтения, предпочтения к музыке, к определенным звукам, это предпочтения к определенным впечатлениям – лес или море, или кому-то нравится серая погода, кому-то нравится солнечная погода. Это все предпочтения сущности.
Если это действительно человеку нравится на самом деле, то это находится в его сущности.
(неразборчиво)…и мужик. И вот мальчик начинает кашлять, давиться. Вроде как осваивает, и вот со временем ему вроде как начинает нравиться курение. Или вкус пива. Если его попробовать – на самом деле у него горький, неприятный вкус. Для сущности он неприятен.
Но человек заставляет себя пить для того чтобы его принимала окружающая середа, окружающие пацаны, так сказать. И тогда ему становится приятно от этого. И постепенно это приятное ощущение становятся приятным и в инстинктивном центре.
Ощущение того, что это горько, не очень приятно пропадает, притупляется. И таким образом, есть вкусовые предпочтения, которые у человека находятся в личности. Но есть вкусовые предпочтения, которые у него внутри, в его сущности.
Что касается ложной личности. Сущность – это то, что человеку нравится на самом деле. Личность строится вокруг того, что необходимо. И как должно быть.
Ложная личность формируется вокруг излишних законов, на основе крутости. Вот это круто, и это модно. И вокруг этого строится фальшь, потому, что одно дело, когда тебе надо куда-то доехать на автомобиле, и тебе по сути все равно – это фольксваген или БМВ. Но на уровне фальшивой личности, чем ты выше других, значит тем ты круче. И тебе приятней. И вот это ощущение удовольствия от того, что тобой восхищаются, от того, что ты превосходишь внутренне, внутри себя, в своем воображении ты превосходишь других людей, является основой фальшивой личности.
Если мы посмотрим с точки зрения законов, под которыми находится сущность, личность и фальшивая личность, то сущность свободна, она находится под сравнительно небольшим количеством законов. Посмотрите на маленьких детей – они легко и свободно общаются, вступают в общение друг с другом. К взрослому человеку так просто не подойдешь, не обнимешь его, не скажешь привет.
Или не возьмешь у него что-то из рук потому, что за это может прилететь, на тебя в суд подадут. И вот, личность находится под гораздо большим количеством законов, чем сущность. Сущность легка в выборе, она может позвонить кому-то, если ей человек нравится, она к нему подойдет, и будет разговаривать. Но личность всегда выйдет с дополнительным условием, например, а что если этот человек у меня за это что-то попросит, вдруг ему от меня что-то надо, вдруг он меня не примет.
И вот эти воображаемые страхи и это как условности или дополнительный закон, под который попадает человек, и который его сдерживает, его ограничивает. И чем сложнее организация личности, фальшивая личность, тем под большим количеством законов она находится.
Фальшивая личность тяжелая, она находится под большим количеством законов. Например, если твой статус ниже, если ты дворник, ты ко мне не можешь подходить ближе одного метра, не можешь задавать мне вопросов, все через моего секретаря. С этими людьми я не общаюсь, потому что они чернь, а вот с этими людьми общаюсь, потому что они крутые. Это дополнительный закон, потому что ограничивает круг общения человека. Эти дополнительные законы накладывают на себя дополнительные обязательства. Например, у тебя не просто должна быть крутая БМВ последней модели, а обязательно с номером 777 на номерных знаках, тогда это еще круче. У тебя не просто обычный телефон, по которому ты звонишь, на котором приложения, которыми ты пользуешься, а именно телефон последней марки, с позолоченным ободком, и так далее. То есть дополнительные условности, дополнительные законы.
И фальшивая личность живет под законом фальшивых идей. Эти идеи касаются всего, касаются взаимоотношений мужчины и женщины, касается миропорядка, касается экономики, касается вопросов денег. Во всем дополнительные условности, дополнительные законы, без которых человек не может совершать никаких действий.
Например, если вы прекрасный специалист, талантливый, только что выпустились из университета, если вы обладаете просто прекрасным талантом – вам практически невозможно будет найти работу без связей. Связи – это дополнительный закон, или дополнительная условность, которая существует в мире личности, фальшивой личности. Мы говорим в основном о фальшивой личности. Практически, все люди, окружающие нас находятся в этом типе личности. Эта личность построена не на том, как должно быть и, что надо, необходимо, а на том, что модно, на том, что круто, на том, что возвышает тебя над другими людьми, на том, что вызывает восхищение.
Вот эта потребность вызывать в людях по отношению к себе либо восхищение, либо жалость, является корнем ложной личности, ее фундаментом. В сущности этого нет. Сущности все равно. Ребенку все равно – он на игрушечной машинке катается или на феррари едет, ему все равно, ребенку. Но взрослому человеку не все равно. И тем более, за детскую машинку он не сядет, и на качелях качаться не будет. Вы никогда не увидите дяденьку в пиджаке и в галстуке, который сидит на качелях и раскачивается. Это невообразимо. Потому, что это противоречит его статусу. Он находится под дополнительным законом, который не позволяет ему сесть на качели. Он менее свободен.
Что касается формирования ложной личности, она начинает формироваться в тот момент, когда у ребенка интенсивно формируется воображение. В основном воображение, связанное со всякими страхами. «Если я это сделаю – меня накажут. Если я подойду к этому человеку, меня уволят с работы. Если я что-то сделаю не так, я потеряю работу. Если я сделаю что-то не так – я не получу работу. Или если я что-то сделаю не так, от меня уйдет жена». Все эти страхи, воображаемые страхи, являются фундаментом воображения, основой ложной личности. Например, есть люди, которые испытывают невероятный страх, когда им нужно позвонить работодателю при устройстве на работу. Они не могут позвонить. Они долго собираются, часами готовят себя, но так и не позвонят, потому, что воображают себе, что им с их уровнем образования и опыта обязательно откажут. И вот это воображение не дает человеку набрать номер и позвонить. Но если человек все-таки преодолеет каким-то образом этот воображаемый страх, наберет номер, позвонит и поговорит без этого дополнительного закона, освободившись от него, освободившись от воображения, то тогда он с удивлением обнаружит для себя, что мир совсем другой, что вполне возможно, его примут на работу.
Но если он не попытается, он этого не узнает. Обычно люди не пытаются проверить, не пытаются пойти против своего воображения, особенно негативного воображения, они просто следуют за ним, если человек боится, он туда не идет. Это, что касается таких частей сущность – личность, числа законов.
Что еще необходимо сказать по поводу сущности. Сущность живет тем, что ей нравится. И если человеку не развивать личность, то он просто будет двигаться по пути наименьшего сопротивления. То есть, если человеку что-то неприятно, то он делать это не будет. И многие люди так живут. От одной приятности к другой. Сущность не любит сталкиваться с трудностями. Как только трудности возникают какие-то, уже пропадает интерес. Пока нравится, она этим занимается. Когда перестает нравиться, она занимается другой вещью, которая нравится в этот момент. То есть, она идет за тем, что нравится в моменте, от момента к моменту. Понаблюдайте за детьми, – « Вот им захотелось играть. И они начинают играть. Вот им нравится игра. Как только внимание переключилась на другую вещь. О! Она им стала интересна. Что-то привлекло внимание. Понравилось. Ребенок увлекается этим, а игрушки брошены на полу. Он опять поиграл с чем-то другим. Пошел, побежал покушать. Покушал – побежал порисовать. Не дорисовал – бросил.»
Это примерно то, как ведет себя сущность.
Но если посмотреть на взрослого человека, то его жизнь идет примерно в таком же ключе. То есть он живет тем, что ему нравится. Но, для того, чтобы добиться чего-то. Добиться мастерства в какой-то области, необходимо преодолевать вот эту тенденцию двигаться по течению того, что нравится.
Для того чтобы стать оперным певцом, например, требуется двадцать лет обучения в музыкальном колледже, в консерватории. И чтобы тебя могли слушать с удовольствием другие люди. Без этой практики пение человека будет практически невыносимым, по крайней мере для части окружающих людей.
И вот он учит гаммы, учится пению, он преодолевает, он испытывает страдание в некоторой степени, но благодаря этому он достигает мастерства. Сущность без личности избегает страданий, избегает трений, избегает трудностей.
И это является причиной, почему человек ничего не достигает в своей жизни. И, если даже человек начинает работать над собой, то именно по этой же причине он не достигает весомых успехов или результатов. Потому, что он не может идти достаточно долго в одном направлении.
И это происходит из-за того, что сущность не обучается. Вот важный момент. Мы коснулись обучения сущности. Мы коснулись того, как все-таки сущность растет.
Сущность растет по-разному. Растет медленнее, чем растет личность человека. Личность человека можно отключить, напоив его алкоголем. Если напоить алкоголем, достаточным количеством алкоголя – главное не переборщить, то личность уснет, и мы увидим, какой человек является на самом деле в его сущности. И чаще происходит так, что наружу выходит какой-то ребенок. Что вдруг человек начинает ребячиться, дурачиться, запрыгивать на других, там, бросать шарики. Ну, делать что-то глупо. Вести себя как ребенок. Это говорит о том, что сущность замедлена в развитии у данного конкретного человека, что она не развита, не соответствует возрасту человека, его возрасту, возрасту физического тела. Человеку может быть сорок лет. Может быть, важный человек. Начальник. Уважаемый человек, который дает команды, которого все слушают.
Но он может вести себя как двенадцатилетний мальчишка. Ну, потому что в сущности своей он и есть двенадцатилетний мальчишка. Он, его сущность, не развита. Таких людей достаточно много.

5
Rated 5 out of 5
5 из 5 звёзд (основано на 2 отзывах)
Отлично100%
Очень хорошо0%
Приемлимо0%
Плохо0%
Ужасно0%
Rated 5 out of 5
19 Апр 21

Лекция сущность и личность даёт понять, что человеческая машина живёт интересами личности, ложной личности и совсем не знает о сущности. Вместе с тем, человек может сформировать рабочую личность, тем самым помогая развитию своей истинной сущности. Спасибо за лекцию!

Наталья
Rated 5 out of 5
27 Мар 21

Здравствуйте. Прониклась тезисом: сущность надо обучать. Для развития ее нужно, чтобы впечатления затрагивали одновременно все четыре низших центра + присутствие. Спасибо.

Елена М

Написать в WhatsApp
Вам помочь?