Четыре уровня отделения

Отделение сознания от реакций низших центров


Запись лекции

Доступ ко всем записям лекции, начиная с 2019 года на YouTube.


Транскрипт

Транскрипт последней лекции для мобильного и ПК в формате PDF.


Упражнения

Вы сможете проверить полученные идеи на практике.

Содержание

Сознание и функции. Отождествление сознания с реакциями низших центров. Отделение сознания от реакций машины. Первый уровень отделения – изменение ситуации или уход из нее. Второй уровень отделения – изменение собственных отношений к ситуации. Третий уровень отделения – первый сознательный шок, разделенное внимание и отделение от эмоциональных и механических частей машины. Четвертый уровень отделения – второй сознательный шок, трансформация страдания. Рабочее я «Leave», Отделение низших центров друг от друга. Отделение от эмоциональных и механических частей центров. Отделение интеллектуальной части эмоционального центра от реакций машины. «Смерть управляющего». Упражнения на неделю.

«Отделите в себе механическое от сознательного, посмотрите, как мало имеется сознательного, как редко оно работает и как сильно механическое — механические отношения, механические стремления, механические мысли, механические желания».

— Петр Успенский

Выберите подписку чтобы посмотреть записи

Фильтр Быстрый результат
Четыре уровня отделения

Содержание: Сознание и функции. Отождествление сознания с реакциями низших центров. Отделение сознания от реакций машины. Первый уровень отделения – изменение ситуации или уход из нее. Второй уровень отделения – изменение собственных отношений к ситуации. Третий уровень отделения – первый сознательный шок, разделенное внимание и отделение от эмоциональных и механических частей машины. Четвертый уровень отделения – второй сознательный шок, трансформация страдания. Рабочее я «Leave», Отделение низших центров друг от друга. Отделение от эмоциональных и механических частей центров.  Отделение интеллектуальной части эмоционального центра от реакций машины. «Смерть управляющего». Упражнения на неделю.

«Отделите в себе механическое от сознательного, посмотрите, как мало имеется сознательного, как редко оно работает и как сильно механическое — механические отношения, механические стремления, механические мысли, механические желания». Петр Успенский

Стоимость подписки:
600 -1 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
19 июн 2021
|
26 окт 2020
|
29 фев 2020
Записи 15-ти лекций I части цикла

Подписка на все записи I части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
12 000 13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 15-ти лекций II части цикла

Подписка на все записи II части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
12 000 13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 30-ти лекций цикла

Подписка на все записи лекций цикла, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
21 000 27 000 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021

или присоединяйтесь к живым лекциям

«4-й путь Гурджиева: система, теория и практика». Расписание лекций

Фильтр Быстрый результат
Первая часть 2021 Zoom

Подписка на 15 лекций первой части цикла 04 сен – 11 дек 2021. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
04 сен - 11 дек 2021
Вторая часть 2021-22 Zoom

Подписка на 15 лекций второй части цикла 08 янв - 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
08 янв - 16 апр 2022
Весь цикл 2021-22 Zoom

Подписка на 30 лекций цикла 4 сен 2021 – 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только просмотр записей. Доступ к записям и упражнениям не ограничен по времени.

Стоимость подписки:
18 000 -30 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
04 сен 2021 - 16 апр 2022

Фрагмент транскрипта лекции

Отделение. 4 уровня отделения. Но отделение от чего и для чего. Прежде, чем говорить о практике отделения сознания от функций, нужно поговорить о состоянии отождествления. В четвертом пути отождествлением называется странное психологическое состояние, при котором все внимание человека направляется либо на предмет вовне, либо оно направляется внутрь на какое-то переживание, либо на мысль, либо на желание, либо на ощущение. Например, когда голова болит, то кажется, что кроме этой головной боли ничего не существует. Все внимание человека направляется в одно место, как стрелка, ведущая в одном направлении. И человек, таким образом, как бы растворяется в предмете, с которым он отождествляется.
С отождествлением связана еще одна особенность интересная. Своеобразная зачарованность вещами и прикованность одновременно, прикованность сознания к ним. Это, как правило, случается с вещами, которые очень нам дороги. Это могут быть разные вещи. Это могут быть деньги, это может быть одежда, это может быть образ себя, который человек пытается передать другим людям. Он хочет казаться для других людей, представать в определенном свете. И этот образ личности свой очень дорог. Те знания, которые у человека есть, они очень дороги ему. И когда кто-то начинает говорить что-то противоположное или обратное, либо выражать несогласие или спорить, то вскоре можно заметить, как внимание вдруг пропадает. Все вокруг исчезает. Все не существует и все, о чем осведомлен, негодование. Внутреннее негодование по поводу того, что тебе возразили. Задели что-то дорогое для тебя. Задели за живое. Когда разбивается любимая чашка, в этот момент человек перестает слышать звуки. Осознавать, где он, что он, что вокруг находится. Этот момент потери с любимой вещью или с любимым человеком, вызывает массу беспокойства внутреннего, эмоциональную бурю.
Человека в состоянии отождествления очень легко обмануть, ограбить. У профессиональных воров, когда пытаются обокрасть какого-то человека, они отвлекают его внимание. Хлопают по плечу, а сами в это время из кармана вытягивают кошелек. Это связано как раз с особенностью этого состояния отождествления, что человек не способен сохранять внимание на каком-то одном предмете. Его очень легко переключить. Если ударить по плечу, то все внимание переключается на плечо, и человек забывает обо всем остальном.
Это главная особенность состояния отождествления, что человек в состоянии отождествления забывает обо всем.
Костя: есть возможность сейчас пронаблюдать, насколько мы были сейчас отождествлены с тем, что говорилось, и возможно, что может появиться отождествление с тем, что прервалось и как же так, я хочу слушать, а человек пропал, связь пропала. Можно с этим работать. Просто быть в настоящем.
Владимир: а как это отменяется осознанное отношение, выбор воспринимать то, что я хочу воспринимать. Тут такой тонкий момент в плане интерпретаций состояния отождествления. Есть здесь и сейчас, мое желание познать ту информацию, которая есть и в том числе в перспективе. И, разумеется, логическая реакция – это расстроится, когда этой информации нет. Мне кажется, тут есть тонкость какая-то. Может быть, я ошибаюсь.
Костя: да, есть тонкость конечно. Отождествление – это обычное состояние человека. Он по-другому не умеет. Он не знает, как по-другому можно действовать. И в этом есть и плюсы, и минусы всегда. Но с точки зрения сознания, это минус, потому что когда человек отождествлен, он получает какой-то процент информации, или чего-либо там вкуса, запаха, всех впечатлений, которые возможно получить. Но при этом он теряет огромное количество впечатлений в настоящем моменте. Так же он очень зависит от той вещи, с которой отождествлен, и он очень легко может потерять самообладание, из-за того, что там какое-то прерывание, кто-то отвлекает, кто-то мешает, какой-то ребенок заплакал, или тебя дергают, что угодно происходит и человек выходит из равновесия сразу, потому что отождествление. Из-за отождествления человек очень легко становится негативным. И когда он становится негативным, он теряет все в принципе. Он теряет энергию, он теряет понимание, вообще кто он и что он. И тогда смысла вообще нет. Никакого понимания не возможно. Поэтому работа с отождествлением – это отделение от этих желаний, это нормально, когда есть цель что-то узнать, что-то достичь, это вполне нормально. А отождествление оно только мешает. Если его не будет, это будет только плюс. В любом деле.
Владимир: по большому счету все сводит к одному сущностному выбору – присутствовать, так или иначе. Это противовес любым формам отождествления. Поэтому если мы в фокусе держим этот выбор – присутствовать, тогда я так понимаю, мы нивелируем эти состояния.
Костя: да, четвертый путь – это путь о присутствии. Он ставит вот это создание наблюдателя, создание астрального тела, он ставит превыше всего. Все остальные интересы машины какие-то сиюминутные, они приносятся в жертву конечно. Они тоже требуют внимания и какой-то энергии, но просто на шкале они гораздо ниже, чем присутствие. Потерять присутствие гораздо хуже, чем не услышать что-то или даже у вас украли деньги, это потеря гораздо меньшая, чем потеря сознания.
Владимир: и это тоже понятно, но, тем не менее, отождествление – это безусловная фаза развития человеческого существа. И мы, так или иначе, все через это проходим. Поэтому насколько мне понятно, мы учимся с этим работать, это переживать и через это переходить. Без него мы никак не обойдемся.
Костя: да, вот этих два состояния: воображение и отождествление – это второе состояние сознания, которое обычно для людей. В обычной жизни люди просто не знают другого состояния. У них бывают моменты, когда они переживают какое-то необычное странное состояние, то, что мы обычно называем третьим состоянием, какие-то моменты. Но большинство людей просто не обращают внимания, не ценят, или даже хотят выйти из этого состояния. А все остальное время человек находится или в воображении, или в отождествлении. Это и есть сон. То, что на четвертом пути называется сон – 2-е состояние сознания. Или состояние без сознания. Первое и второе – это практически сон. Физический сон или сон наяву.
Сергей: Костя, спасибо большое, что подстраховал. У нас сегодня очень жарко, и компьютер не выдержал жары и просто отключился. Прошу прощения за этот сбой. Костя, наверное, добавил уже, что в состоянии отождествления человек проводит практически большую часть своей жизни, внимание механически независимо от человека, от его собственного желания просто переключается, что-то начинает притягивать к себе внимание в один момент. Человек поворачивает туда голову, смотрит, потом другая вещь отвлекает его внимание. Внимание переходит в другое место, но осведомленность, где внимание было за мгновение до этого, оно исчезает. Исчезает даже осведомленность о том, на что человек смотрел. Иногда бывает, например, выходишь из метро, перед тобой большой поток, человек перед тобой посмотрел назад, и начал идти вперед. И вдруг он внезапно останавливается, вспоминает, что он идет не туда, и останавливается посреди потока. Все позади идущие врезаются в него. В этот момент человеку просто пришла мысль, и он забыл на этот момент, что сзади шли люди.
Из-за отождествлений происходит очень много неприятностей в жизни человека: и аварии, и удары, и ссадины, и ушибы, и многие другие вещи, так называемые в теле. Все это является причиной отождествления.
Но в этот момент, в момент отождествления не только внимание человека уходит на объект, либо на внутреннее переживание или внутреннее состояние, а у человека возникает такая связь, чувство индивидуальности помещается туда. Кажется, вот это я и есть. Человек смотрит на свое тело и он, конечно же, видит, если он захочет, он подвигает своей рукой, если он захочет, он сможет сказать, выразить какую-то мысль, он может определенные вещи делать со своим телом, и ему кажется, что если случается что-то с этим телом, то это происходит с ним самим лично.
Но индивидуальность, она присуща сознанию. Она не присуща телу, она не присуща мыслям, переживаниям, желаниям. Эти все проявления функций – это часть механичности, часть машины, а то, чем является человек, он является наблюдателем.
Наш учитель говорит, что помните, вы не то, что наблюдаете, вы тот, кто наблюдает. Осведомленность о факте того, что вы наблюдаете, видите себя говорящим или видите себя слушающим, или видите себя, сидящим в этом месте, в этой квартире, слушающим одновременно вместе с моим голосом еще звуки на заднем плане. Вы осознаете ощущения, приходящие мысли, переживания, и таким образом чувство себя или чувство своего присутствия, оно попадает в правильное место, там, где вы есть. Вы начинаете переживать этот момент. Я есть. Я есть здесь.
Но в состоянии отождествления, вот это чувство индивидуальности оно перетекает в вещи, в дорогие себе вещи, в дорогие мысли, в дорогие переживания, в дорогой для себя образ. Некоторые люди ведут себя определенным образом в одной компании, перед подчиненными они ведут себя по-другому. А с начальством ведут себя третьим образом. То есть, человек пытается в разных ситуациях показать определенную маску, определенную личину людям вокруг. И если кто-то пытается … человек испытывает очень сильные переживания, негативность. Почему? Потому что человек отождествлен с самим собой. Он отождествлен, может быть со своими собственными идеями. Со своими собственными ценностями.
Костя: хорошо просто наблюдать это в моменте, когда информация какая-то приходит к нам. Хорошо наблюдать ее. Именно что происходит с нами в моменте, обратить внимание на это отождествление. Как оно приходит, как уходит. Сознание оно не постоянно. Оно постоянно плавает. У нас – то больше сознания, мы можем в какой-то момент осознавать, где я сижу, на чем сижу, как ощущается поверхность этого предмета, пола, ноги у нас на полу. Или какой свет за окном. Вот я нахожусь в Петрозаводске, здесь белые ночи. Здесь необычная жара стоит. И солнце яркое. А в другой момент оно исчезает. Когда мы отождествляемся, мы теряем связь с реальностью, или с большей частью реальности. Мы слышим только одну вещь, а остальное выпадает как бы из нашего внимания. И практика в том, чтобы удерживать. Разделять внимание. Не упускать эти вещи. Слышать голос, понимать мысль, о чем человек говорит, но в то же время не упускать вот эти ощущения, которые инстинктивный центр, наше тело постоянно получает. Все эти звуки, краски, свет, и так далее. И таким образом, мы поднимаемся над функциями при этом усилии. Мы развиваем нашего наблюдателя, который не является уже машиной. Который, как Сергей сказал, это начало уже истинного Я, которое мы пытаемся создать. Которое не изменяется в каждый три секунды от каких-то стимулов внешних. А которое может быть постоянным. И играть роль этого человека. Просто оценивать как бы со стороны все наши поступки, принимать действительно решение. Потому что, когда этого я нет, все случается, как Гурджиев говорил. Просто его машина реагирует, какой-то из центров в определенный момент среагировал, и реакция его была сильнее, чем реакция других центров. В какой-то момент просто, когда, например, жарко сильно, то инстинктивный центр он перебивает просто другие центры, и вы в какой-то момент просто не слышите, что вам говорят. Человек к вам обращается, а вы не можете услышать. Потому что инстинктивный центр слишком сильно реагирует на жару. Или на голод. Машина голодная и вы не можете справиться с какой-то работой, которая требует внимания от двигательного центра, интеллектуального центра из-за того, что я инстинктивного центра очень сильное в этот момент. И эта практика не отождествляться с этими я машины, какими бы они не были, какие бы сильные они не были. Эмоциональные может быть. Эмоциональный центр он самый быстрый. И в нем энергия самая тонкая. И он способен очень сильно повлиять на работу остальных центров. Если мы расстались с человеком любимым, или мы вдалеке от него находимся, не можем общаться, нет связи, не можем дозвониться человеку, то отождествление может быть очень сильное. Переживания и вы уже выпадаете, все остальные функции нарушаются.
Владимир: Костя, мне кажется, что самое интересное в этой ситуации – это характер того внутреннего усилия, которое мы делаем, чтобы не отождествляться. Было бы интересно послушать конкретно ваш опыт. Что я имею ввиду? Делается ли это усилие с напряжением? Без напряжения? Какое состояние внутреннее? Легкое – нелегкое. Как, собственно говоря, происходит у вас потом нижняя синусоида? Как вы чувствуете, что соскальзываете? Как вы чувствуете что вы, наоборот, набираете градус осознанности, и вы опять уже в состояние присутствия? Мне кажется, что поделиться этим внутренним “серфингом” очень даже полезно всем. Потому что может быть картинка у всех и схожая, может быть и, наоборот, эта картинка как раз – таки разная. Так что если поделитесь будем очень признательны. Ну, я так точно. Спасибо.

Костя: Да, конечно. Основное усилие – это разделение внимания, конечно. Также мы называем его отделением. То есть, вот, это “я” – это какое-то сильное отождествление. И вы отделяетесь, то есть вы становитесь наблюдателем, как бы сторонним наблюдателем. То есть, вот, это чувство “я”, что это “я”, что меня обидели или со мной несправедливо поступают. Как, например, с работниками сферы обслуживания. В этот момент человек отождествляется с чувством своего “я”, что “я” важен, что “я” – это важный человек. Почему кто-то меня не учитывает. Почему они своими делами занимаются, а меня не учитывают. Чаще всего так и происходит. Каждый человек считает себя как бы центром вселенной, и все должно вертеться вокруг меня. То есть меня в первую очередь должны учесть. Когда это сильное отождествление, то, конечно же, все противодействует, любой другой человек думает точно также о себе, поэтому, конечно, он будет отстаивать свои интересы. Поэтому постоянно происходят конфликты. И усилие в том, чтобы вот это “я” не принимать за себя, в том, чтобы разделить. Это инстинктивный центр. Это иллюзия, что “я” очень важен и “я” должен быть в центре внимания, в центре этого мира. Он создан для меня. Он, конечно, не проговаривает так. Но инстинктивный центр так себя и ведет, что я главный. Как ребенок. Он плачет, он кричит, он требует что-то. Дайте мне мою игрушку сейчас. И усилия в том, чтобы забрать это, отобрать эту идею, что это “я”. Нет, это тело, просто это даже часть нашего тела. “Я” настоящий – это тот, который как хозяин в доме. В этом доме человеческого тела. Это усилие не физическое, то есть, напряжения в этом нет никакого. Просто наблюдение. Просто останавливать эти “я”, когда вы их увидите, когда вы осознаете, что это происходит. Но для этого нужна практика постоянного самонаблюдения. Потому что если вы не готовы к этой ситуации, то она вас просто поглотит сразу же. У вас не будет уже ни секунды выбрать эти “я”. Они просто произойдут. Вы просто становитесь негативным, и потом по накатанной энергия просто сливается через негативность. Только позже вы можете себя спросить, зачем все это было, что я от этого получил. Ничего я не получил. Поэтому практику нужно выполнять в любой момент. Когда более спокойная обстановка. Вы одни, может быть, или вы где-то прогуливаетесь с друзьями, которые вас не раздражают, не напрягают как-то. Просто самонаблюдение. Почувствовать вот этого наблюдателя, который может видеть одновременно все эти низшие центры. Может наблюдать инстинктивный центр. Что происходит сейчас в инстинктивном центре, что он чувствует? Доволен – недоволен. Приятно ощущает или неприятно. Что там происходит? Двигательный центр пронаблюдать. Что происходит? Какое движение там? Эмоциональный. Что в эмоциональном сейчас происходит? Через это наблюдение мы развиваем наблюдателя. Наблюдатель – это не машина. Это то, что вне этих низших центров. Во втором состоянии сознания его нет просто. Каждый из центров захватывает инициативу. Халиф на час. В какой-то момент одно “я” захватило власть и оно правит. В следующий момент другое “я” – более сильное. Наблюдатель – это очень просто. В этом нет напряжения. Даже сама идея, что это возможно наблюдать. Это уже включает какое-то наблюдение, и усилие в том, чтобы не потерять. Потому что каждые следующие три секунды, каждый вдох-выдох одно из “я” из низших центров хочет захватить пространство. И вы просто пытаетесь это наблюдать, просто увидеть, что происходит. Если вам удается увидеть, то опять же это наблюдатель. Он продолжает наблюдать, и для многих людей это интеллектуальный центр, который производит “я”, производит мысли. Он сразу начинает рассуждать: что, где, как это нужно сделать и так далее. И в принципе это нужно, но это по большей части мешает в практике. В практике, чем меньше у вас слов в голове, чем меньше идей, тем лучше. Это больше на ощущениях идет. То есть вы просто наблюдаете. Вот, “я”, вот, мое ощущение, вот, еще что-то, вот, свет из окна, вот, кто-то двигается и так далее. И все. Вы просто пытаетесь удерживать внимание вне и не пытаться что-то называть чем-то. Интеллектуальный центр будет все равно производить “я”. Он не может просто отключиться, он опять пытается рассуждать и ваше усилие – это опять остановить эти “я” любым способом. Эта практика очень индивидуальна, и разным людям помогают разные вещи. Для кого-то может помочь упражнения на смотрение. Есть такое очень старое упражнение в школе. Оно заключается в том, что каждые три секунды вы намеренно переводите взгляд на новый предмет. Вы смотрите за окно, допустим, на дом, который рядом с вашим домом находится, например. Три секунды – это вдох-выдох. Потом вы переводите взгляд на какой-то другой предмет, определенный. Вы смотрите. Вы пытаетесь осознавать, что я смотрю на свечу, допустим, – тут у меня стоит. Три секунды – вдох-выдох. Потом опять вы переводите взгляд еще на что-то, еще на что-то и так далее. Это помогает остановить эту постоянную болтовню, которая происходит у нас в голове из-за того, что интеллектуальный центр не контролируется. У нас нет навыка контролировать интеллектуальный центр. Он просто выбрасывает слова. Они как бы высыпаются из дырявого мешка, который набит словами. Они просто сыпятся через какие-то дыры без всякого нашего разрешения. Они просто вываливаются и они совершенно случайны. Вы можете это пронаблюдать и в себе и в других людях. Как происходят разговоры. Какой-то момент тишины произошел – если несколько человек. И в какой-то момент кто-то просто не выдержит, и у него вываливаются какие-то слова, которые абсолютно непредсказуемы и они абсолютно могут быть не связаны с этим моментом. Просто они вышли откуда-то из памяти. Что случилось вчера, что он там купил, что человек в магазине увидел, что угодно. Про родственника вспомнит или про футбол – какая команда выиграла. Это абсолютно случайно происходит. Это вываливается эта мысль из этого мешка – интеллектуального центра. Это нормально. Обычное состояние человека – это вываливание слов, которые сами по себе сыплются. И усилие наблюдателя просто увидеть, что происходит и остановить это. И это возможно. При практике определенной. Если вы пытаетесь делать это чаще. Просто видеть какое радио играет у меня в голове, какая программа. Мне нужно это слушать или нет? Если вы осознаете, что это просто радио, которое шумит у вас в голове, вы можете его выключить. На несколько секунд вы выключаете, потом оно опять пытается вклиниться. Вы опять его выключаете. Разные ситуации – в любой ситуации – вы едете в метро, вы просто можете наблюдать людей и не иметь никаких мнений о них, просто наблюдать, не думать, какой он национальности, откуда приехал, какая у него работа, вы просто смотрите на впечатление на человека. Вы где-то по улице идете, вы наблюдаете какие-то вещи, можете на несколько секунд остановить этот поток мыслей, и эта практика развивает наблюдателя, и дает вам возможность контролировать интеллектуальный центр, который без контроля, без усилия вываливает эти слова. И точно также вы таким способом развиваете Наблюдателя, и чувство Я. Потому что интеллектуальный центр все время хочет сказать – я мыслю, следовательно, я существую. Это интеллектуальный центр говорит, это не человек говорит, это просто часть машины считает себя главной здесь. Это мыслительный процесс интеллектуального центра. Но это обман, это не вы настоящий, это просто механизм, как в компьютере – просто кнопка нажимается, высвечивается какое-то слово. Как в гугл – вы заходите в гугл, набираете буквы, и он уже дает вам целую кучу слов. Точно также интеллектуальный центр работает – он вываливает эти слова постоянно, без какой-то логики, может быть, без осознания. И, слава богу, что это не мы, потому что если бы это были мы, то мы были бы тем же самым компьютером, никак не отличались. Но человек все-таки имеет возможность стать реальным Я, душой, или астральным телом, чем-то большим, чем просто механизм. Конец фрагмента.

5
Rated 5 out of 5
5 из 5 звёзд (основано на 1 отзыве)
Отлично100%
Очень хорошо0%
Приемлимо0%
Плохо0%
Ужасно0%
Rated 5 out of 5
21 Июл 21

Здравствуйте. Очень хорошая лекция. Спасибо.

Елена М

Открыть чат
Вам помочь?