Три линии работы

Сохранение постоянства во внутренней работе


Запись лекции

Доступ ко всем записям лекции, начиная с 2019 года на YouTube.


Транскрипт

Транскрипт последней лекции для мобильного и ПК в формате PDF.


Упражнения

Вы сможете проверить полученные идеи на практике.

Содержание

Закон октав и интервалы. Интервал в работе как признак восходящей октавы эволюции сознания. Потеря понимания и оценки. Начало нисходящей октавы в работе. Три линии работы как инструмент преодоления интервалов. Первая линия – работа для себя. Вторая линия – работа с другими и для других. Третья линия – работа для школы и для учителя. Инструменты и упражнения первой и второй линий работы. Необходимость понимания целей школы и учителя для работы по третьей линии. Октавы, связанные с третьей линией работы. Практические упражнения на неделю.

«Для того, чтобы что-либо делать, чего-то достичь, необходимо работать на многих линиях одновременно, иначе человек застревает».

— Петр Успенский

Выберите подписку чтобы посмотреть записи

Фильтр Быстрый результат
Сбросить Применить
Три линии работы

Содержание: Закон октав и интервалы.  Интервал в работе как признак восходящей октавы эволюции сознания. Потеря понимания и оценки. Начало нисходящей октавы в работе. Три линии работы как инструмент преодоления интервалов. Первая линия – работа для себя. Вторая линия – работа с другими и для других. Третья линия – работа для школы и для учителя. Инструменты и упражнения первой и второй линий работы. Необходимость понимания целей школы и учителя для работы по третьей линии. Октавы, связанные с третьей линией работы. Практические упражнения на неделю.

«Для того, чтобы что-либо делать, чего-то достичь, необходимо работать на многих линиях одновременно, иначе человек застревает». Петр Успенский

Стоимость подписки:
600 -1 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
08 авг 2020
|
21 дек 2019
|
24 апр 2021
Записи 15-ти лекций I части цикла

Подписка на все записи I части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 15-ти лекций II части цикла

Подписка на все записи II части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 30-ти лекций цикла

Подписка на все записи лекций цикла, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
18 000 27 000 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021

или присоединяйтесь к живым лекциям

«4-й путь Гурджиева: система, теория и практика». Расписание лекций

Фильтр Быстрый результат
Сбросить Применить
Пробный месяц Zoom Рекомендуем!

Подписка на пробный месяц включает живое участие в 5-ти ближайших лекциях согласно расписанию цикла. Вы так же получаете бессрочный доступ к записям лекций и практическим упражнениям по теме.

Стоимость подписки:
3 375 6 750 
Разовое предложение!
Первая часть 2021 Zoom

Подписка на 15 лекций первой части цикла 04 сен – 11 дек 2021. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
04 сен - 11 дек 2021
Вторая часть 2021-22 Zoom

Подписка на 15 лекций второй части цикла 08 янв - 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
08 янв - 16 апр 2022
Весь цикл 2021-22 Zoom

Подписка на 30 лекций цикла 4 сен 2021 – 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только просмотр записей. Доступ к записям и упражнениям не ограничен по времени.

Стоимость подписки:
18 000 -30 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
04 сен 2021 - 16 апр 2022

Фрагмент транскрипта лекции

Владимир: Ну что же будет переходить к нашей основной теме. В конце я тоже дам упражнения. Эта тема, о которой мы будем сегодня говорить, очень теоретична. И я постараюсь ее перевести в такое практическое русло, потому что это теория. И начну с совершенно теоретического положения. Если вы читали «В поисках чудесного», то вы знаете, что у Гурджиева есть две стороны в его учении, изложенном в книге «В поисках чудесного» наиболее полно, психология и космология. Эти две стороны, Гурджиев настаивал, нужно изучать параллельно. Но не нужно забывать, кто был Гурджиев.
Гурджиев был восточный человек, у которого практика и практическое применение с детства было очень естественным. Он рос в органических, естественных условиях. И когда он переехал в Европу, основная трудность его заключалась в том, что он имел дело с европейскими людьми, головастиками, которые могли прекрасно понимать и говорить на разные темы. Но делать их, исполнять их, это было значительно сложнее для них. Такова суть европейской нашей цивилизации, что мы начинаем с головы. А потом постепенно чувства подходят, тело, ощущения.
Поэтому в нашей школе было замечено, Роберт, наш учитель, заметил такую вещь, что люди, когда они размышляют, в тот момент, когда он начинал школу, он заметил, что люди имеют тенденцию очень сильно засыпать, глубоко проваливаться в воображение, когда они размышляют о космологии.
Об энеаграмме можно часами болтать, не помня себя, и пытаясь понять ее. Или о законе октав, о законе трех. Человек обо всем этом с наслаждением говорит, но при этом спит.
Поэтому Роберт сделал усилие, стресс такой, указал на то, что нам нужно в основном стараться присутствовать. Помнить себя. Это самая практическая вещь в нашей школе. А космологию если кто-то хочет изучать, с большой осторожностью. Были даже периоды, когда он просил не изучать это, не погружаться в это. Потому что он видел, что это сон такой, самый хитрый сон.
Изучать теорию довольно сложно. Но я сейчас скажу несколько слов и постараюсь ее быстро перевести в практическое русло.
Гурджиев, конечно, дал великолепную систему восприятия мира окружающего, и он дал инструменты определенные, метод как можно воспринимать этот окружающий мир.
Один из них называется законом октав, а другой называется законом трех. Закон 3 сил.
Закон октав заключается в том, что каждое явление в этом мире можно выразить в виде октав, октавы вибрации. Или шкалы вибрации, идущие от низких до высоких, более частых до более грубых, это как в музыке октава, поэтому он называл их октавами.
Так же в этих октавах есть интервалы, он сказал. Эта особенность его учения заключается в том, что нужно помнить об интервалах, где октавы замедляются, и она может отклониться и уйти в сторону или остановиться, прекратиться вообще.
И он так же говорил, что есть октавы нисходящие и восходящие. Мы не будем на эти темы говорить, потому что можно очень легко запутаться, что такое восходящая октава, что такое нисходящая октава.
Я уже 30 лет в школе и скажу вам, что это очень коварная тема. Тут можно сразу с кем только не начинаешь говорить, возникают споры, свои мнения. И тут как бы человек исчезает за этим всем.
Как-то один очень старый студент сказал, что это вообще система знания, космология особенно, это для человека номер 5. Человек, который уже умеет очень, очень сильно помнить себя. Его не сбить. Тогда он очень осторожно подходит к этим удивительным инструментам. Не ища за ними еще будущее.
Есть закон трех. Что это такое? Такой закон Гурджиев формулировал так, что любое явление требует наличие 3 сил: силы активной, которая хочет создать это явление, силы сопротивления, которая сопротивляется этому процессу создания. И третьей силы, которая позволяет при наличии двух первых сил, позволяет осуществиться самому явлению. Вот это очень интересно.
Он так же говорил, что люди в жизни очень легко видят первую силу, когда они что-то хотят, и силу сопротивления, когда им что-то мешает, но они не видят третью силу, которая позволяет разрешится этому напряжению и создать это явление. Третья сила она более не уловимая. Она более незаметна.
Так же Гурджиев говорил, что сочетание этих двух законов позволяет правильно творить, создавать определенные вещи. Потому что в жизни эти октавы развиваются часто случайно. Переходят через интервалы, доходят до своего завершения все явления в нашей обычной жизни часто в силу случая. Какая-то другая октава позволяет перейти через интервал другой октаве, и таким образом явление доходит до своего завершения.
Но чтобы это происходило более намеренно и осознанно, он говорил, что внутри октавы должены находится вот эти три силы, закон трех. Опять же это очень абстрактно, нужно искать примеры. Это можно говорить бесконечно, что это такое. Например, такой давался пример, что построить дом – это восходящая октава, а разрушить его – нисходящая октава. Или заработать деньги – это восходящая октава, я говорю во внешнем мире, а их потратить – это нисходящая. Опять же тут можно спорить на каких местах, где там интервалы, что в этой трате денег является до-си интервалом, а что фа-ми интервалом. Это нужно по каждому явлению очень четко наблюдать это все. И где там три силы присутствует. Это сложная материя. Повторяю, если она особенно отвлеченная, то мы засыпаем мгновенно, размышляя об этом. И себя не помним. И уж голоса своего точно не слышим.
Я сразу перейду к школе, потому что сама школа зиждется на этом, ее можно воспринимать как октаву, которую запустил наш учитель и закон трех.
Закон трех в школе это три линии работы. Можно сказать, что такое явление как школа, работает и продолжает развиваться в силу того, что там присутствует три линии работы, как три силы внутри октавы школы. И вот мы на школьных явлениях более практически все это учим. И тоже мы не прибегаем к языку, раньше чаще прибегали, сейчас Роберт, наш учитель, редко употребляет эти термины, потому что они очень отвлеченные.
Хотя они абсолютно правильные и для кого-то, для интеллектуально-центрированных особенно людей, это интересно. Это может быть одним из мощных инструментов изучения мира. Но для кого-то это не является инструментом. Вот как Лилия говорила про музыку Баха, кому-то она хороша, а кому-то не очень. Ничего страшного в этом нет.
Но я вам скажу, поскольку это наша с вами практика, в школе просто к этому подходят. Любое, например, действие школьное можно назвать октавой. Вы приходите, например, вступаете в школу, приходите в центр и вам там говорят, что есть октава мытья посуды. Нужно помыть посуду. Это от начала до конца. Надо взять грязные тарелочки, которые лежат в мойке, их помыть, потом поставить в шкафчик, и можно поразмышлять, если человек помнит, где там 2 интервала, где там ми-фа интервал, где там си-до интервал.
В школе считается так, что ми-фа интервал – это когда вы сталкиваетесь с первыми трудностями. Вот вы начинаете какое-то дело с энтузиазмом определенным, но у вас возникает сила сопротивления в виде того, что вы не рассчитали немножко свои силы. Взяли мыть посуду и вдруг в какой-то момент чувствуете, что ее слишком много. А вам нужно уже уходить. Вот тут возникает ми-фа интервал, но если вы себя осознаете, что это интервал, что вы действуете, делаете усилие, осознаете себя, что вы находитесь в интервале, это очень важный момент, и переходите через него.
В конце концов еще более сложный интервал наступает в самом конце. Когда вы уже устали, а вам осталось совсем немножко помыть, сложить, вытереть и положить в шкаф вот эту всю посуду. И вот тут часто говорят студенты в школе, а си-до то ты не доделал. Бросил си-до. Оставил посуду на кухне стоять. Да, ты ее помыл, но не доделал. Ее нужно было вытереть и в шкаф поставить. Вот так, такие у нас октавы. Так рассматривают у нас октавы школьные.
Но это такой простой практический подход к октаве, я бы даже не сказал, что здесь кто-то увлекается размышлениями, а где тут нисходящая октава, а где тут восходящая октава. Просто к явлению подходят, к какому-то делу подходят как к октаве.
Например, мы в центре говорим, у нас есть октава молодых студентов. Когда студент только пришел в школу для него проводятся специальные встречи. И вот это называют октавой.
Вообще у студентов есть тенденция называть механически любое действие октавой и это немножко смешно. Потому что чтобы точно знать, что такое октавы, нужно точно знать, где ее начало и где ее конец. Часто человек говорит, что я ходил там, чем-то заниматься в жизни, и не завершил, бросил октаву он говорит. Но это смешно, потому что где ее завершение, что он понимает как завершение. Часто это становится механическим разговором даже в школе. Поэтому в школе стараются к этому практически подходить. Все очень просто.
Я уже вам говорил, что в школе есть так называемая первая, вторая и третья линии работы. Что это такое?
Признак школы как говорил Гурджиев, это наличие трех линий работы. Представьте себе, что вы решили организовать какое-то сообщество по изучению идей Гурджиева. Сказали своим друзьям, ну приходите все. Мы будем все это вместе изучать. Когда все приходят, каждый себя чувствует на равных с другим. Один говорит одно, другой ему противоречит. Начинается спор, начинается несогласие. И никто никому не уступает, потому что, как часто это происходит, нет приоритета никакого. Вот эти две силы, если первую линию можно рассматривать как первую силу, как желание работать над собой. Вторая линия – это работа с другими людьми и помощь другим людям. То вот тут начинает сталкиваться ваша первая линия– ваше желание помнить себя и работать над собой – со второй линией – когда вы начинаете взаимодействовать с другим. А они работают как три силы часто. Нужно посмотреть, как Гурджиев говорил, вот опять это сложность такая, каждая из сил может быть первой, второй или третьей. Это тоже сложно понять. Но вот в такой ситуации вы хотели изучать эти идеи. Вы представляете собой первую силу. Ваши товарищи представляют собой вторую силу, потому что они начинают с вами спорить, не слушать вас. И вот происходит, если присутствуют эти две силы – вы вообще никуда не продвинетесь. Нужен учитель, нужен авторитет, нужна третья сила, которая позволит разрядиться этому напряжению, и произойти какому-то явлению. И вот в школе есть эти три силы. Первая сила – работа над собой, свое развитие, делание разделенного внимания, самонаблюдение, упражнения, первый и второй сознательный толчок, трансформация негативности, употребление разных школьных инструментов. Вот это все как вы делаете упражнения. Человек работает над собой.
Вторая линия – это работа с другими студентами. Тут возникают и сложности, и трения, и одновременно студент, предположим, старше, или не важно, любой студент, может сделать фотографию другому студенту, то есть он показать ему может, что тот спит. Наш учитель говорил – фотография – это искусство. Если вы грубо кому-то скажите – знаешь, ты спишь вообще, ты плохой студент, другой студент это не воспримет. Такое происходит в школе сплошь и рядом. Это вызывает правильные, хорошие трения. Хорошие трения – в смысле рабочие моменты возникают. Кто-то начинает вам давать резкую фотографию, вы начинаете возмущаться. Вот тут и происходит основная работа, когда вы должны работать по первой линии, или попытаться поработать по второй с другим студентом, то есть донести ему, что вы хотели ему сказать. Так постепенно учится давать фотографии. Принимать можно любые. Учится принимать глупые, грубые фотографии, которые бывают, и учится давать умные, тонкие фотографии, с такой нежностью и с любовью подчас, потому что человек спит, и нужно ему как-то донести, его не раздражая, его не укоряя, его не осуждая, дать ему увидеть, что он заснул полностью. Или еще хуже того, если он выражает негативность. Это очень трудно, потому что человек на вас как-то начнет выражать негативность, найти к нему подход. Но если это невозможно, может быть не нужно делать ему эту фотографию. Или напомнить позже. То есть это определенно искусство – как взаимодействовать с другим человеком. Это называется вторая линия работы.
И есть третья линия работы, которая позволяет осуществиться этому всему, потому что в жизни это бы не произошло, потому что в жизни бы начался спор, или не дай бог драка какая-нибудь, как это происходит очень часто. А третья линия работы – это работа для Школы, над целью Учителя. Вы должны понять. Вначале человек, конечно, от него не ожидается, что он сразу поймет, но постепенно он начинает понимать. Но если школа устроена правильно, то, предположим, он приходит на школьную октаву, я сейчас работаю с вами – это можно сказать вторая линия работы. Я взаимодействую с вами. Может, вы еще и не студенты, но вы, как между людьми происходит взаимодействие. Но одновременно я делаю третью линию работы, я распространяю школу. Это то, что просит наш учитель.
Что происходит? Вот я вам объясню, в чем секрет, зачем нужны эти три линии внутри октавы школы. Наверное, через это, осмысляя, пытаясь это понять, человек понимает, как работает закон трех и закон семи, закон октавы. Дело в том, что если этот закон трех присутствует внутри, внутри этих трех октав, или трех сил, или трех линий работы, три школьные октавы, то что происходит. Я, например, забыл помнить себя, и мне другой студент напоминает об этом. В этот момент можно сказать, исходя из этой теории, что вторая линия помогла мне перейти через интервал на первой. То есть я заснул. А вторая линия, работа по второй линии другого студента помогла мне проснуться. Или мы заснули оба. Или мы спори о чем-то. Или погрузились в какой-то конфликт. В этот момент мы или оба вспоминаем, или кто-то еще вспоминает, что мы в школе находимся, что мы работаем для учителя. Для чего мы тут? Мы не просто люди, которые сошлись тут с разными мнениями, и собирается другого убедить в чем-то. Мы в школе находимся. И когда мы вспоминаем это – третья линия работы помогает перейти через этот интервал, в котором застрял и заснул практически. Потому что условия перехода через интервалы, когда ваша работа останавливается – это присутствие. Очень важно, что человек присутствует и осознает, что с ним происходит. И может помощь прийти в осознании как изнутри его самого, с первой линии работы. Так и извне, из второй и третьей линии работы. И, конечно, на каждой из этих линий работы может быть интервал. Человек забывает себя, тогда ему вторая и третья линия напоминает о том, что нужно помнить себя. А иногда человек делает как бы вторую и третью линию работы, но не понимает, зачем он это делает, механически. Тогда он, вспоминая себя, начинает их делать более сознательно. То есть, если он их делает механически, эту вторую и третью линию работы – он делает их плохо. Например, вот есть упражнение какое-то. И вы видите, что другой человек его не исполняет, вы начинаете достаточно грубо и неуклюже показывать ему, и это говорить, что себя-то вы не помните, вы просто раздражены тем, что кто-то неправильно поступает. Но это не работа. Вы должны вспомнить себя, чтобы хорошо сделать свою вторую линию работы. Или если вы работаете – часто люди ездят, вот я ездил в Америку, и жил внутри школы, где учитель живет. Там была огромная октава работы на виноградниках, потому что там виноградники были, сейчас эти виноградники немного второстепенные стали, а тогда это было очень активно, собирался виноград, делалось вино. Это была большая мощная октава школьная, за счет которой жила школа во многом. И были люди, которые страшно отождествлялись с этим. И уже себя не помнили. Они уже только целями этого производства и вина, они забывали, зачем они вообще пришли сюда. Потому что для них эта злоба дня, и необходимость сделать это хорошо полностью перекрывало их сознание, то есть они полностью засыпали в этой работе, можно сказать.
Так, что человек должен вспомнить себя, или кто-то ему поможет вспомнить себя, и он тогда поймёт, что это цель не во внешней работе, не в достижении внешнего результата, а цель в эволюции внутренней. Но без внешней работы, без внешних усилий это будет, как я уже как то говорил, shelfree man, shelf – полка по-английски, то есть вы будете тихо сидеть у себя дома, стараясь помнить себя, без второй, третьей линии работы. А без второй и третьей линии работы у вас не возникает дополнительных сил к сопротивлению, у вас не возникает энергии, вы просто очень слабенько, может быть, будете помнить себя, но это ни к чему не приведет. А вторая, третья линия работы создает напряжение большое, вам нужно делать усилие и вы, таким образом, усиливайте свое присутствие. Потому что если вы в мягких, комфортабельных условиях присутствуете – это одно, а когда вы присутствуете в моменте большого напряжения, или негативности, столкновения какого-то, то, это совсем другое – ценность этого присутствия начинает значительно повышаться. Внутри школы есть вот эти три линии работы, и они все время поддерживают друг друга и таким образом октава школьная развивается. Конечно, вы можете сказать, что вы найдете следы этих трех линий в любой организации, но они там механические – нет цели эволюции, там есть цель достижения чего-то внешнего. Они могут возникать, это закон такой, какие-то элементы: взаимопомощи, стремления к цели, но поскольку это не связано с эволюцией, не связано с сознательной целью, то возникает какой-то более сложный интервал, и все дела заваливаются, часто такое происходит. Иногда это продолжается в жизни потому, что что-то помогло извне, но это происходит случайно вот это главное, что говорил Гурджиев, что в жизни человек очень часто имеет успех, но приписывает его себе, а этого не стоит делать, нужно приписывать это случаю, что ему повезло. А ему кажется, что это его собственные силы, что он такой мощный, что он такой богатый – вот стал благодаря своим усилиям, он учит других. Очень часто это совпадение некоторых вещей, которые помогли.
Мы уже немножко поговорили. Потом я оставлю время на ваши вопросы. Еще есть такой пункт: наличие интервала как признак восходящей октавы эволюции сознания. Я бы сказал, что вообще наличие интервала – это такая вещь, очень важная для человека: она рано или поздно его или поднимет выше или опустит ниже. Главное, чтобы он осознавал, чтобы перейти интервал, человек должен знать, что он находится в интервале, не пугаться, а как бы понять: «да я в интервале», интервал дает возможность сделать усилия, найти выход из него и продолжить октаву. Обычно если октава начинает отклоняться, когда человек теряет смысл своей работы, это связано с тем, что он как-то успокаивается и ему становится безразлично. Он, например, начинает думать: – а зачем мне помнить себя, да зачем вообще все это? И вот тут начинается, говоря школьным языком, начинает октава отклоняться, то есть, он теряет смысл, он не видит, что он в интервале, ему кажется, что он делает все правильно, что никакого усилия нет необходимости делать. И, постепенно ему скучно становится, он теряет вообще смысл работы какой-либо. Когда человек осознает, что попал в интервал, он может через него перейти – ничего страшного в этом нет, это нормально, люди все в какой-то момент устают от того, что они делают с собой, с другими. И тут помогает, нужно искать правильную, как мы говорим в школе, искать правильную третью силу. Конец фрагмента.

5
Rated 5 out of 5
5 из 5 звёзд (основано на 3 отзывах)
Отлично100%
Очень хорошо0%
Приемлимо0%
Плохо0%
Ужасно0%
Rated 5 out of 5
8 Май 21

Лекция дает понять то, как в действительности работает закон трех, в том числе в школе. Школа дает возможность работать на всех линиях, что необходимо для пробуждения и эволюции. Благодаря школе возможно наблюдать октавы в работе, видеть и преодолевать интервалы. Данная лекция в очередной раз дала возможность более глубокого понимания работы, целей школы и учителя. Спасибо.

Наталья
Rated 5 out of 5
1 Май 21

Здравствуйте. Лекция понравилась. Сразу становятся очевидны проблемы своей работы, если воспринимать ее октавой. Интервалы и отклонения. Хочется эволюционировать, быть в присутствии, но бывает размыто понимание или принятие конечной цели, всего, что в школе говорится о создании астрального тела. Является ли каждое препятствие в восприятии теории школы и ее задач – интервалом, буду разбираться. Спасибо.

Елена М
Rated 5 out of 5
29 Апр 21

Эта лекция, позволила всецело ощутить и осознать уникальность всей 1-й части цикла лекций. Она стала для меня “вишенкой на торте” 🍒
Сам цикл лекций, удивительный… наполненный практической работой, приёмами самонаблюдения и самовоспоминания. Каждая последующая лекция отвечает на вопросы, возникающие в ходе работы над собой и выполнения заданий предыдущих лекций. Появилась возможность осознанно увидеть те направления, в которых мне необходимо вести особенно усердную работу и прикоснуться к состоянию БЫТЬ 💫. Тому состоянию в котором слушать – это слышать, смотреть – это видеть. Когда краски окружающего мира становятся насыщенным, а контуры предметов четкими. Когда обонять – это чувствовать весь букет ароматов, одновременно слышать каждую его составляющую, наблюдать себя и ощущения в этом процессе. Когда движения становится не хаотично сотрясающими пространство, а целенаправленными. Когда всё наполнено смыслом и гармонией, а внутри спокойствие и великая благодарность вселенной за возможность наблюдать, познавать, ощущать, что значит БЫТЬ здесь, сейчас, в этом состоянии. Этот лекции не просто знание, а чувственный опыт который хочется привнести в свою жизнь. Благодарю школу, наших лекторов! 🙏 С намерением идти глубже в этот опыт перехожу ко 2-й части цикла.

Наталья

Написать в WhatsApp
Вам помочь?