Рабочие «я»

30 способов помнить себя в различных ситуациях


Запись лекции

Доступ ко всем записям лекции, начиная с 2019 года на YouTube.


Транскрипт

Транскрипт последней лекции для мобильного и ПК в формате PDF.


Упражнения

Вы сможете проверить полученные идеи на практике.

Содержание

Список рабочих «я». Рабочие «я» как оружие Управляющего. Область применения и вид усилия каждого рабочего «я». Символы рабочих «я» в традициях прошлого. Практические упражнения на неделю.

«Самовоспоминание требует усилия, поэтому, если вы продолжаете делать эти усилия, моменты сознания будут приходить более часто и становиться продолжительнее. Затем, постепенно, самовоспоминание перестанет быть чисто интеллектуальным — оно будет иметь пробуждающую силу».

— Петр Успенский

Выберите подписку чтобы посмотреть записи

Фильтр Быстрый результат
Сбросить Применить
Рабочие «я»

Содержание: Список рабочих «я». Рабочие «я» как оружие Управляющего. Область применения и вид усилия каждого рабочего «я». Символы рабочих «я» в традициях прошлого. Практические упражнения на неделю.

«Самовоспоминание требует усилия, поэтому, если вы продолжаете делать эти усилия, моменты сознания будут приходить более часто и становиться продолжительнее. Затем, постепенно, самовоспоминание перестанет быть чисто интеллектуальным — оно будет иметь пробуждающую силу». Петр Успенский

Стоимость подписки:
600 -1 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
07 дек 2019
|
10 апр 2021
|
25 июл 2020
Записи 15-ти лекций I части цикла

Подписка на все записи I части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 15-ти лекций II части цикла

Подписка на все записи II части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 30-ти лекций цикла

Подписка на все записи лекций цикла, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
27 000 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021

или присоединяйтесь к живым лекциям

«4-й путь Гурджиева: система, теория и практика». Расписание лекций

Фильтр Быстрый результат
Сбросить Применить
Пробный месяц Zoom Рекомендуем!

Подписка на пробный месяц включает живое участие в 5-ти ближайших лекциях согласно расписанию цикла. Вы так же получаете бессрочный доступ к записям лекций и практическим упражнениям по теме.

Стоимость подписки:
3 375 6 750 
Разовое предложение!
Первая часть 2021 Zoom

Подписка на 15 лекций первой части цикла 04 сен – 11 дек 2021. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
7 200 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
|
Трансрипты
04 сен - 11 дек 2021
Вторая часть 2021-22 Zoom

Подписка на 15 лекций второй части цикла 08 янв - 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
7 200 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
|
Трансрипты
08 янв - 16 апр 2022
Весь цикл 2021-22 Zoom

Подписка на 30 лекций цикла 4 сен 2021 – 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только просмотр записей. Доступ к записям и упражнениям не ограничен по времени.

Стоимость подписки:
12 000 -30 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
|
Трансрипты
04 сен 2021 - 16 апр 2022

Фрагмент транскрипта лекции

Александр: Давайте начнем. Из-за того, что у нас много новых участников. Мне хотелось бы небольшую вводную часть предложить. Пройти немножко по тем идеям и потому материалу, который связан с сегодняшней лекцией. Потому что сегодняшняя лекция – это уже окончание первой части. И она, так или иначе, связана со всем тем, что мы изучали до этого. И начало всего это то, что человек такой, каким мы его знаем это полностью механическое существо. Или Гурджиев называл человека машиной, действующей по принципу стимул-реакция. И мы постепенно начали разбираться от лекции к лекции, что же это значит. Что же значит механичность, и что же значит стимул-реакция?
Мы знаем, что у человека не один ум, а 4 низших ума, в которых эти реакции рождаются. Это эмоциональный ум, который производит эмоции. Например, я вижу человека, и появляются эмоции. Интеллектуальный ум, который производит мысли. Двигательный, который производит движения. Инстинктивный ум, который работает с ощущениями.
Эти умы постоянно рождают постоянное бесконечное количество импульсов или реакций на внешние стимулы. Мы знаем, что эти умы работают в состоянии, называемом отождествлением, то есть, когда человек отождествлен, это значит, что он видит только одну вещь и не видит всего остального.
Например, упражнение на прошлой неделе помогало остановить этот процесс. Потому что когда мы начинаем останавливать нашу механичность, возникает очень сильное переживание, интенсивное неприятное переживание. Это происходит потому, что мы находимся в состоянии отождествления. И вот благодаря отождествлению эти реакции человек переживает как «я». Он называет эти реакции собой. Эта идея не проста для восприятия сразу же. Я помню, как сам начинал эту работу 20 с лишним лет назад. Мне было не очень просто понять, что же значит многие «я». Или что же значит «я» из двигательного центра? Что значит «я» из интеллектуального? И так как мы сегодня будем говорить именно о «рабочих я», я немножко остановлюсь на этой идее. Идеи множества «я». И для этого покажу небольшую иллюстрацию.

На этом изображении то, что нас интересует это колесо. Колесо, которое находится в центре и на этом колесе сидят или находятся фигуры. Фигуры этих людей. В самом верху сидит фигура в золотом одеянии это некий король. Но колесо крутится, и этот король как бы сейчас находится наверху и, в какой-то момент, если вы посмотрите, на колесо справа, эти фигуры постепенно сваливаются вниз. Начинают падать. Они исчезают. И на место этого человека, который сейчас наверху приходит следующий. Следующая фигура. Или следующий персонаж.
Эта идея, иллюстрация, она олицетворяет или передает идею множества «я». Это значит, что, например, мне приходит какое-то ощущение, ощущение холода. Я переживаю это, как – мне холодно. Это «я» всего лишь инстинктивного центра. Одна реакция. Но она выступает от имени всего человека. И следующее «я», которое может ко мне прийти, что мне нравится или мне не нравится другой человек. Это будет реакция из эмоционального центра. Но она опять будет выступать от имени всего человека. От имени всего «я». И происходит это в результате того, что в сознании человек отождествляется с реакциями низших центров. И человек вместо того чтобы видеть эту реакцию отделено от себя, считает себя этой реакцией. Он говорит: « я» хочу есть, мне интересно или неинтересно, или я знаю и так далее. Вот это вот множество «я». Насколько можно сейчас на этой лекции эту идею затронуть.
В школьной работе эти «я» с точки зрения присутствия или усилий помнить себя, делятся на две группы. Одна группа очень большая. К этой группе относятся все «я», которые не связаны с нашими усилиями помнить себя. То есть, это любые «я», которые не связаны с работой. Например, «я» убрать квартиру. Или «я» сходить к врачу. Или «я» поесть. Или «я» позвонить любимому человеку. И так далее. То есть, все те мысли, эмоции, ощущения, действия, которые не ведут к усилию помнить себя.
Есть в школе в термин, который собирательный термин для всех этих я, он звучит так 10 тысяч «я». Это не значит, что этих «я» 10 000. Их может быть и больше, может быть и меньше. Но этот термин заимствован из суфийской традиции, где было такое выражение «десять тысяч идиотов».
Что мы пытаемся понять по поводу этих «я»? Мы пытаемся понять, что эти «я» никуда человека не ведут. Он постоянно крутится как белка в колесе. Оставаясь на том же самом месте. С точки зрения работы. Например, мы с вами сейчас говорим об идеях четвертого пути. И я рассказываю какие-то идеи, а вы слушаете. Те мысли, которые я выражаю это десять тысяч «я», потому что за ними не стоит никаких реальных усилий присутствовать.
А мысли, которые порождает ваша машина, они обдумывают что-то, соглашаются или не соглашаются, это тоже десять тысяч «я». Потому что эти «я» не ведут к присутствию. Но у меня параллельно есть еще одно «я», которое внутри звучит, как «talk» и означает: говори с присутствием. Старайся делать паузы. Старайся не ставить идеи или тему этой лекции не делать важнее, чем усилие присутствовать в моменте.
И вот эти, которые идут на заднем фоне, это рабочие «я», потому что они напрямую связаны с присутствием. Они напрямую связаны с усилием «быть». И каждый из вас, кто знаком с работой, сейчас делает усилия слушать с присутствием. Не позволять себе проваливаться в воображение по поводу сказанного. Осознавать себя сидящего перед компьютером. Старайся видеть то, что прямо перед тобой на мониторе. И вот эти «я» в вас сейчас, которые приводят к усилию быть – это «рабочие я». И сегодняшняя лекция посвящена именно «рабочим я». То есть, мы будем использовать десять тысяч «я», чтобы говорить о «рабочих я».
Но понимать систему – это значит присутствовать. Если мы не будем делать усилия быть прямо сейчас, то все, о чем мы будем говорить, не имеет смысла. Поэтому на первое место мы ставим усилия быть в настоящем в течение всей этой лекции.
Для тех, кто сегодня в первый раз присоединился, я предлагаю взять упражнение. Одно из них держать стопы на полу. Ощущать свои стопы, которые стоят на полу. А второе – это держать спину прямо.
Для чего это? Для того чтобы держать спину прямо необходимо внимание. И как только спина будет сгибаться, это будет будильником, это будет будильником на то, что внимание в двигательном центре потеряно.
У нас сегодня очень много материала, я постараюсь не слишком углубляться в детали, но и прошу вас настроиться на терпение. Потому что у нас есть 2 длинные лекции. Одна это «рабочие я», вторая это «6 процессов». Вот сегодня как раз «рабочие я».
«Рабочие я» были и сто, и тысячу, и две тысячи лет назад, и в древнем Египте, и звучали они по-разному. Это может быть предложение. Например, смотри на монитор с присутствием. Это просто то, что человек себе говорит и в дальнейшем делает то, что он себе сказал. «Рабочие я» могут быть такие, что не осуждай, или учитывай внешнее, или держи стопы на полу. Это может быть предложение или несколько слов.
Но за 50 лет существования этой школы, «рабочие я», которые сегодня будут представлены, стали очень короткими. Их специально сделали односложными. Они стали даже имеют размер не одного слова, а одного слога. Идея, которая стоит за этим, заключается в том, что чем короче «рабочее я», тем меньше шансов у механичности машины, у низшей сути увести человека в воображение. Потому что, если я себе говорю длинное предложение, то это может вызывать ассоциацию. Ассоциация уведет меня. Вместо того чтобы сделать усилие, я окажусь в воображении на несколько часов.
Сейчас на экране демонстрируется список этих «я». Они разделены по группам. И мы пойдем сверху вниз. Всего их 30. И я буду комментировать каждое из этих «я». Если у Кости будет что-то добавить, или у Игоря, то, пожалуйста, поднимайте руку и добавляйте.
Первое рабочее «я» звучит очень просто. Это две буквы. Звучит оно как Be. По-русски это значит Будь. Мы называем это самое главное «рабочее я». Вершиной пирамиды. По сути дела, это все те усилия, которые мы с вами делаем, чтобы помнить себя. Когда, например, в течение дня вы вспоминаете, что не помните себя, что не делаете усилий, то, что за этим происходит? За этим происходит усилие разделить внимание. Усилие быть в настоящем. Выйти из воображения. Это «рабочее я» – будь.
Этот импульс очень короткий. Если человек вспомнил себя, на мгновение, то у него очень большой шанс существует, что он через несколько секунд или десятков секунд провалиться опять в воображение. То есть, он забудет себя.
Поэтому вторым «рабочим я» в этом списке идет «рабочее я» – hold. И оно расшифровывается – удерживать последовательность усилий, подразумевается с присутствием. И это два разных психологических усилия. Первое усилие – человек выныривает из воображения и оказывается здесь и сейчас. И второе усилие – у него появляется решение оставаться, то есть, он внутри настраивается на то, чтобы удерживать это и не потерять. Это hold.
Например, можно взять цель осознавать стопы ног на полу. И в какой-то момент это будет потеряно. Это произойдет само собой. Потому что мы с вами, человек знает, когда он начинает делать усилия помнить себя, но он не знает и не замечает того момента, когда он проваливается в воображение. Поэтому просто начать помнить себя и все – недостаточно.
Still – контролируй двигательный центр. Переводится как покой. Например, меня в процессе чтения лекций преследует опасность того, что я начну говорить слишком быстро, опасность того, что, то о чем я говорю, покажется мне очень важным, и я начну спешить. И так как речь – это функция двигательного центра, то я постоянно останавливаю себя. Стараюсь говорить таким образом, чтобы между словами, между предложениями оставалось пространство для присутствия. То же самое происходит с любой деятельностью. Во время приготовления еды можно начать двигаться слишком быстро. Делать два дела одновременно. «Рабочее я» still в этот момент может остановить эту инерцию.
Когда человек спешит, когда внутри есть желание быть в другом моменте. И двигательный центр не успевает. Начинается спешка. Рабочее still – это то, что эту спешку останавливает.
В данном случае просто начать двигаться медленнее – это уже очень много. Потому что если машина механично двигается очень быстро, то замедление привнесет внимание. Появится внимание.
Четвертое рабочее я – это back – следи за низшей сутью или назад. Под низшей сутью в этой работе подразумевается вся человеческая механичность, вся инерция, которая противостоит усилиям быть в настоящем и помнить себя. Мы так же знаем, что за этой инерцией, за этой механичностью стоит центр – инстинктивный центр или животный разум. Поэтому низшую суть еще часто называют животная низшая суть. В этом нет ничего плохого. У каждого человека есть та часть, которая следит за его безопасностью и заботится о жизни. Но эта часть не заинтересована в присутствии.
Эта часть постоянно подкидывает «я», мысли, какие-то эмоции, связанные с беспокойством, озабоченностью. Именно те мысли, те эмоции, те действия, которые выгодны этой части. Поэтому одно из важнейших усилий в этой работе, это найти, что в моменте является источником, препятствием, источником того, что уводит меня от работы. Например, это может быть беспокойство по поводу своего здоровья. Можно поймать себя на таких мыслях, когда ты идешь, гуляешь по парку, поют птицы, светит солнце, но инстинктивный центр постоянно подкидывает мысли, – может быть мне надо сходить к врачу, может быть у меня корона вирус, а я и не знаю.
Back – это усилие остановить это. Усилие отделиться от этого. Можно посмотреть сейчас. Это интересный опыт может быть. Если сейчас в моменте посмотреть, что является источником каких-то реакций, которые не связаны с моментом, которые уводят, которые сопротивляются настоящему, которые хотят куда-то еще, которые ждут, что эта лекция кончится, и я займусь своими делами. Это Back. Если увидеть, Back должно попасть точно в цель. Если увидеть эту часть и сказать ей,- назад. То присутствовать будет гораздо проще.
Следующее рабочее я, оно звучит как Turn – повернись или поверни. И у этого образа, который мы с вами сегодня смотрели, образа колеса, есть интересная особенность, я сейчас покажу.

В традициях это колесо крутится в одну сторону и направление вращения в одну сторону, означает механическое течение воображения. И усилие повернуть колесо в другую сторону, означает что человек, или вот эта вот женщина, которая сейчас здесь в красном изображена – это символ сущности, которая слепа. Слепа, почему? Потому что она смотрит на мысли, эмоции, которые в голове крутятся. То есть она не видит то, что вокруг. Она видит только то, что внутри. Постоянный поток множества «я», «десяти тысяч идиотов». И вот усилие Turn означает, что человек отворачивается от воображения. Он говорит – я не желаю видеть воображение. Марк Аврелий сказал, – Воображение оставь меня, я не желаю тебя. И усилие Turn это развернуться внутренне, от воображения к впечатлению настоящего момента и начать делать усилие. В этом есть определенный эмоциональный элемент, эмоциональное усилие.
Потому что сущность сама по себе или то, что внутри нас смотрит на постоянный поток мыслей, она считает эти мысли, эти эмоции, это воображение интереснее, чем настоящее. И вот усилие Turn – это то, как мы учимся постепенно находить настоящее более интересным, чем воображение.
То есть мы учимся поворачивать, разворачивать колесо нашего воображения. Интересно, что в буддийской традиции тоже есть подобный символ, связанный со свастикой. Вращение свастики в одну сторону механично, но усилие, которые человек делает, в данном случае йогин, связаны с тем, что он вращает свастику в другую сторону. То есть он начинает делать усилие против шерсти, против воображения.
Следующее рабочее я – BE. И оно у нас называется еще долгое BE. В рамках этой лекции объяснить, что значит долгое BE, будет сложно, потому что это относится к инструменту последовательности, а последовательность у нас разбирается вначале второй части. Скажу только, что долгое BE это усилие оставить все усилия. Это действие, которое связано с тем, что управляющая способность должна отступить и отступив, управляющий должен оставить пространство для сознания, для хозяина, хозяина в аллегории Гурджиевской, со слугами, управляющими домом.
Следующее рабочее я звучит как Act – действуй, привлекай присутствие. У этого «рабочего я» есть два смысла. Один смысл в том, что необходимо начать последовательность усилий для того, чтобы оказаться в настоящем. Это понимание того, что механически состояние не изменится, что сознание не может развиваться бессознательно, а воля не может развиваться безвольно. Нет никаких секретов. Все секреты заключаются в том, что человеку нужно начать делать волевые усилия и сознательные усилия.
И второй момент, он тонкий, психологический. Связан с тем, что рабочее Act – это отношение к усилиям. Можно сказать так, что низшая суть может войти в эту работу с помощью отношений. И звучать это внутри будет так – «ну я делаю рабочие я, ну я разделяю внимание, ну что-то ничего не происходит, ну вот смотрю с присутствием и что». То есть потребительское отношение к технике и практике. Человек как бы «ну вот вы сказали, я попробую, ну не получилось, значит что-то у вас не так, с вашим знанием».
Act – это позиция внутренняя. Она примерно так выглядит. Мне доверили инструмент, я должен научиться его использовать. То есть это моя ответственность сделать так, чтобы «рабочие я» начали работать. Потому что сам по себе инструмент или сам по себе меч или любой другой инструмент или лук со стрелами, требует искусства, то есть им нужно научиться пользоваться. И в рабочее Act закладывается такой смысл. То есть сделай так, чтоб это работало. Зажги последовательность, зажги «рабочие я».
Следующее рабочее Peace, или на латыни Рах – избегай негативного влияния. Это одно из важнейших «рабочих я», но в то же время «рабочих я», которые могут представлять большую трудность и вызов в работе. Начать можно вот с чего – Существует большое количество негативных эмоций, которые мы испытываем по привычке, без всякого повода. То есть – человек раздражается, хотя может этого не делать. И «рабочее я» Pax или Реасе может показать в моменте, что не обязательно следовать этой привычке. Может показать тебе, что в моменте ты можешь следовать спокойно. Например, может быть такая ситуация, что кто-то выходит из себя из-за глупости других людей. И он делает это постоянно, потому что есть люди, которых глупость других людей бесит. Это происходит настолько часто, что возникает привычка – как бы уже готов стать негативным, начать возмущаться, но он не делает этого, потому что говорит Pax. И когда он говорит себе Pax или Peace, он обращает внимание на свой эмоциональный центр, и видит, что там нет ничего, что там нет никакой негативной эмоции, что она могла появиться просто потому, что он всегда это делал, но реального стимула не произошло. И для этого нужно посмотреть на свой день, на свою неделю, на свой месяц. И возможно каждый из вас может найти такие моменты, когда он становится негативным или раздраженным. Это может быть близкий человек, это может быть, как в моем случае – сервис технической поддержки, когда консультант из гугл не хочет понимать мою проблему и отвечает слишком поверхностно. Для меня это всегда вызов, всегда нужно сказать Pax, и нет никаких причин становиться негативным.
И второй, конечно же, уровень – это трансформация негативных эмоций, что является школьной работой. Потому что Трансформация негативных эмоций требует, во-первых, невыражения, во-вторых, изменения отношения – негативная ситуация – это возможность. Будда, например, говорил следующее, – для того, чтобы пробудиться, достаточно с терпением относиться к проявлениям других людей. То есть, немного немало мы с вами проходит курс в 30 лекций, огромная теория, много знаний. Но можно смотреть на свою негативность, как на возможность, ситуации, где возникает раздражение, переворачивать. Я говорю себе Рах и не выражаю негативные эмоции, помню, почему я это делаю. И следующий шаг – разделяю внимание. Стараюсь слышать с разделенным вниманием, видеть, ощущать. И в этот момент возникает чудовищное психологическое давление внутри. И если человек способен его выдержать, то он трансформирует негативные эмоции в третье состояние сознания. И это Рах. И это школьная работа. И если у кого-то получится, то это будет подарок. Тем не менее, это возможно.
Следующее рабочее Я – Leave –оставь. И оно связано с отождествлением. И если быть точным, с усилием не отождествляться. Или с усилием о неотождествлении. Вот в своем опыте у меня было примерно тоже самое, о чем сегодня говорила Лиля. Просто в определенный момент «рабочее я» просто как напоминание. Потому что эти 30 «рабочих Я» охватывают разные области нашей работы, разные области сознания. И бывает так, что в работе концентрация затрагивает какие-то области, но реальная причина, или препятствие находятся в том месте, которое ты не видишь. И вот рабочее Leave может удивительным образом высвечивать то, что ты не помнишь себя и постоянно проваливаешься в воображение и отождествление. Ты говоришь – Оставь, оставь целую тему воображения. Например, я поругался с человеком, и мои мысли постоянно возвращаются к этому человеку. Или это может быть позитивное воображение – влюбленность, постоянное возвращение мыслей к одной и той же теме указывает на то, что человек отождествлен с этой темой или с этим предметом. И он может себе сказать – оставь это. И практическим действием будет – я не буду думать на ту тему. И это называется еще – запрет целой темы воображения. Или ситуация, когда мы спорим с кем-то в воображении. И начинается спор. Он развивается по нисходящей. Это значит, что огонь развивается очень быстро. И если Управляющий сильный, он видит, что вы теряете присутствие. И ты видишь, что тема, которая затронута в споре, так важна для тебя. Но ты говоришь, – оставь это, оставь – и не споришь. Почему ты не споришь, не потому, что ты хочешь быть хорошим, а потому, что для тебя присутствие, или самовоспоминание важнее. Конец фрагмента.

5
Rated 5 out of 5
5 из 5 звёзд (основано на 3 отзывах)
Отлично100%
Очень хорошо0%
Приемлимо0%
Плохо0%
Ужасно0%
Rated 5 out of 5
23 Апр 21

Здравствуйте. Полезно снова прослушать тему рабочих «я». Что-то слышится и отзывается по-новому. Что- то по прежнему воспринимается сложнее- какие-то рабочие «я», например, « hear» – слушать с разделённым вниманием пока сложно. Тем более, Баха, эмоциональное восприятие в конфликте с необходимостью выполнять упражнение. Многое надо проверять на практике. Спасибо.

Елена
Rated 5 out of 5
22 Апр 21

Благодарю за ваш труд! Эта лекция для меня была полезной, я услышал правильные вещи, которые не замечал в жизни.

Павел
Rated 5 out of 5
22 Апр 21

Спасибо за работу которую вы делаете! Мне повезло что я попал на этот цикл лекций. Спасибо ещё раз!

Кирилл

Написать в WhatsApp
Вам помочь?