Двигательный центр

Движения, позы и мимика в работе с сознанием


Запись лекции

Доступ ко всем записям лекции, начиная с 2019 года на YouTube.


Транскрипт

Транскрипт последней лекции для мобильного и ПК в формате PDF.


Упражнения

Вы сможете проверить полученные идеи на практике.

Содержание

Механическая, эмоциональная и интеллектуальная части двигательного центра. Движения, позы и мимика как индикатор состояния сознания. Связи между двигательным и эмоциональным, интеллектуальным, инстинктивным центрами. Намеренное использование влияния двигательного центра на другие центры. Проявления двигательного центра, препятствующие сознанию – жестикуляция, спешка, ненужное напряжение мышц тела, бесконтрольные движения, позы «петуха», напряжение мимических мышц, воображение. Наблюдение механической работы двигательного центра. Высшие проявления двигательного центра в классическом искусстве – античность, ренессанс, классический балет. Развитие двигательного центра. Упражнения на неделю.

«Наши четыре центра — интеллектуальный, эмоциональный, двигательный, инстинктивный — так координированы, что одно движение в одном центре немедленно производит соответствующее движение в другом центре. Некоторые движения или некоторые позы связаны с некоторыми мыслями; некоторые мысли связаны с некоторыми чувствами, ощущениями, эмоциями, — все связано».

— Петр Успенский

Выберите подписку чтобы посмотреть записи

Фильтр Быстрый результат
Сбросить Применить
Двигательный центр

Содержание: Механическая, эмоциональная и интеллектуальная части двигательного центра. Движения, позы и мимика как индикатор состояния сознания. Связи между двигательным и эмоциональным, интеллектуальным, инстинктивным центрами. Намеренное использование влияния двигательного центра на другие центры. Проявления двигательного центра, препятствующие сознанию – жестикуляция, спешка, ненужное напряжение мышц тела, бесконтрольные движения, позы «петуха», напряжение мимических мышц, воображение. Наблюдение механической работы двигательного центра. Высшие проявления двигательного центра в классическом искусстве – античность, ренессанс, классический балет. Развитие двигательного центра. Упражнения на неделю.

«Наши четыре центра — интеллектуальный, эмоциональный, двигательный, инстинктивный — так координированы, что одно движение в одном центре немедленно производит соответствующее движение в другом центре. Некоторые движения или некоторые позы связаны с некоторыми мыслями; некоторые мысли связаны с некоторыми чувствами, ощущениями, эмоциями, — все связано». Петр Успенский

Стоимость подписки:
600 -1 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
07 мар 2020
|
26 июн 2021
|
31 окт 2020
Записи 15-ти лекций I части цикла

Подписка на все записи I части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 15-ти лекций II части цикла

Подписка на все записи II части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 30-ти лекций цикла

Подписка на все записи лекций цикла, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
18 000 27 000 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021

или присоединяйтесь к живым лекциям

«4-й путь Гурджиева: система, теория и практика». Расписание лекций

Фильтр Быстрый результат
Сбросить Применить
Пробный месяц Zoom Рекомендуем!

Подписка на пробный месяц включает живое участие в 5-ти ближайших лекциях согласно расписанию цикла. Вы так же получаете бессрочный доступ к записям лекций и практическим упражнениям по теме.

Стоимость подписки:
3 375 6 750 
Разовое предложение!
Первая часть 2021 Zoom

Подписка на 15 лекций первой части цикла 04 сен – 11 дек 2021. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
04 сен - 11 дек 2021
Вторая часть 2021-22 Zoom

Подписка на 15 лекций второй части цикла 08 янв - 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
08 янв - 16 апр 2022
Весь цикл 2021-22 Zoom

Подписка на 30 лекций цикла 4 сен 2021 – 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только просмотр записей. Доступ к записям и упражнениям не ограничен по времени.

Стоимость подписки:
18 000 -30 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
04 сен 2021 - 16 апр 2022

Фрагмент транскрипта лекции

Ну что ж, давайте перейдем к нашей основной теме. Сегодня тема лекции – это двигательный центр. Один из четырех низших центров человека, который мы изучаем и с которым работаем. Перед тем как продолжить, я хотел бы напомнить, что то, что мы говорим, мы стараемся понимать. Понимать – это значит использовать эти идеи, которые проходят через эти лекции для того, чтоб помнить себя. Ни когда-то потом, а прямо сейчас, во время этой лекции. И это первично. И именно этим отличаются наши лекции в большей степени, нежели каким-то знанием особым. И у нас вначале сразу же была очень удивительная внутренняя тишина у всех. У меня был такой вопрос, как это возможно, что мы внутренне соединены на очень тонком уровне. Каждый старается делать свою работу, присутствовать в настоящем, и это чувствуется.
Двигательный центр, также как и остальные центры – эмоциональный, интеллектуальный, инстинктивный, разделяется в системе на три уровня.
Первый уровень – это механический. Механическая часть двигательного центра работает без внимания или с очень маленьким уровнем внимания. Например, когда человек идет по улице, он может о чем-то думать и его двигательный центр сам передвигает ноги, сам помнит дорогу и куда-то человека ведет. Это может происходить практически без внимания или с маленьким уровнем внимания. Если человек идет куда-то без внимания и говорит по телефону, то есть совсем без внимания, он может куда-нибудь не туда свернуть, потерять, сбиться с маршрута. Но, тем не менее, он будет продолжать идти. Например, на кухне у нас есть ящик для посуды, полка для круп, есть холодильник. И когда двигательный центр работает совершенно без внимания, он может взять, например, какую-то крупу и поставить ее в холодильник. Или, наоборот, взять масло сливочное, и вместо того, чтобы положить в холодильник, убрать его на полку. То есть это полная автоматическая работа, когда внимание нет. И маленький уровень внимания необходим для того, чтобы двигательный центр сознавал, что именно он кладет. То есть если это масло, оно должно быть в холодильнике, если это крупа, она должна быть на полке.
Двигательный центр сажает нас. Мы сели сейчас в какую-то позу. И для того, чтобы сесть в эту позу, не нужно было никакого внимания. Это действие совершено автоматически, по шаблону, который уже внутри есть. Механическая часть двигательного центра – это большая библиотека уже ранее изученных движений. Когда человек рождается, то он не имеет этой библиотеки, и он не знает, как двигаться. Постепенно он изучает движения, учится им. Учится сначала ходить, потом бегать, сначала ползать, потом бегать и так далее.
Эмоциональная часть двигательного центра – это то, что эмоционально в нас по поводу движений, например, движений тела. Когда мы говорим о танце, например. Или о движении в пространстве. Когда мы передвигаемся на большие расстояния, и нам нравится путешествовать. Эмоциональная часть двигательного центра переживает эмоции в отношении формы. Например, дизайн, форма мебели, которая нас окружает, как организовано пространство. Если нам это нравится или не нравится – это работа эмоциональной части двигательного центра.
Эмоциональная часть будет испытывать эмоции по поводу всякого рода интересных двигательных устройств, типа неваляшки там, волчка. Или, есть такие, на пальце крутятся. Я не помню, как называется, приспособление для того, чтобы снимать стресс.
И интеллектуальная часть двигательного центра – это движения, в которых есть внимание. Например, это часть активна, когда мы делаем движение в неизвестное или делаем его впервые. Если, например, взять руку и постараться достать большим пальцем до руки, дотянуться из-за всей силы. Это потребует внимания. Это очень простое движение, но сделать его без внимания невозможно. Потому что этого движения в библиотеке нет. Интеллектуальная часть двигательного центра – это совершенный планировщик. То, что позволяет видеть как вещи взаимосвязаны во времени, в пространстве и как они влияют и связаны между собой, влияют друг на друга. Например, планирование – это работа двигательного центра. Когда нужно сделать во времени определенное количество дел и закончить, например, в срок.
Если мы стараемся разобраться в устройстве какого-то механизма, например, двигателя, машины или просто в том, как работает стиральная машина, для женщин, может быть, попроще, то это делает двигательный центр, требуется определенное внимание. Люди, которые центрированы в двигательное центре, очень хорошие изобретатели. Двигательные короли способны очень точно понимать, как работают сложные механизмы, сложные системы. Понимать каждую деталь, каждый нюанс, которые влияют на работу этой системы или на работу этого механизма.
Множество современных технических достижений – это результат работы интеллектуальной части двигательного центра. Человек, который центрирован двигательно, не любит изучать что-то, читать инструкцию, ему гораздо интереснее начать действовать. Или разбираться с фактическими объектами, с фактическим каким-то инструментом, механизмом и так далее. То есть он сначала делает, потом если не получается, он будет читать инструкцию.

Мы говорим о том, что движения, поза и мимика прямую связаны с состоянием сознания человека. И начать можно с того, что по своей позе я могу, как минимум, понять, какая часть двигательного центра у меня активна.
Если я развалился без внимания, то, скорее всего, это механическая часть, просто валет, просто какой-то шаблон двигательный и больше ничего. С точки зрения нашей внутренней работы нам выгоднее иметь внимание в моменте, поэтому мы стараемся использовать те части центров, в которых больше внимания. И если я выбираю сидеть с прямой спиной, поддерживать благородную осанку, то это включает интеллектуальную часть двигательного центра. У меня появляется больше внимания в моменте. Я становлюсь осведомлен о своей позе.
Если обратить внимание на свое лицо, то там все время можно увидеть какую-то застывшую мимическую маску. И лицо – это тоже набор мышц, которыми управляет двигательный центр в связке с эмоциональным. По лицу очень хорошо можно понять, в каком состоянии находится эмоциональный центр. То есть, двигательный центр является индикатором, в том числе, и эмоционального.
Человек с поникшей головой, как правило, переживает какие-то эмоциональные страдания, чем-то озабочен. Сильное мышечное напряжение, которое возникает в двигательном центре, о котором очень много говорил Гурджиев, настаивая на том, что это бессмысленная растрата огромного количества энергии. Вот это вот мышечное напряжение или гипертонус – это индикатор в двигательном центре внутреннего состояния, состояния стресса, состояния глубокого воображения, отождествления человека.
И работая от обратного, мы можем обратить внимание на наш двигательный центр и расслабить свое лицо. Обратить внимание на то, как мы сидим, расслабить ненужные мышцы, напряжение которых не требуется. Это очень простые действия, которые сразу же дают больше осведомленности и не только о двигательном центре, но и о других центрах.
Двигательный центр является хорошим индикатором инстинктивного центра в том числе. Если у человека что-то болит, он просто прикладывает к этому месту руку, или старается не поворачиваться к другим людям тем местом, которое он боится открыть, которое он защищает.
Есть интересная особенность у двигательного центра отражать не только состояние других центров, но и отражать то, что мы в этой системе называем сущность и личность. Мы сейчас не сможем этого сделать, но вы можете это попробовать после этой лекции. Если у вас есть вокруг близкие или друзья, сядьте рядом с ними на корточки, как в детстве мы сидели и играли в песочнице.
Сидя на корточках, человек принимает двигательно позу, которая соответствует сущности, потому что взрослый человек, серьезный, уже эту позу просто не использует. И наоборот, развалившийся человек, который сидит и уверенно себя чувствует, испытывает определенное воображение о себе, необоснованное ни на чем. Такие позы называются позой петуха. Может быть вот такая поза (Саша руки за голову положил и откинулся на спинку стула). Нога на ногу, на диване развалился. Эта поза отражает состояние ложной личности. Как правило, черту тщеславия.
Если мы посмотрим на свои руки в любой момент времени, то заметим большое количество ненужных микродвижений, которые совершают наши пальцы. Например, у меня есть обручальное кольцо и я работаю с тем упражнением, чтобы его не вращать. Механически моя левая рука почему-то постоянно крутит это кольцо, когда машина спит.
Если обратить внимание, то в состоянии воображения, когда ум что-то обдумывает, пальцы начинают двигаться. Появляется микродвижение пальцев. И если вы замечаете это, вы можете остановить это движение. И у вас остановится ум. Это то, как через двигательный центр, по крайней мере, у вас появится внимание к процессу, который происходит у вас в голове.
Из-за того, что центры имеют связи между собой, они могут влиять друг на друга. И как мы сейчас проговорили, что влияние двигательного центра возможно через выбор позы, выбор или остановку движений. Существуют различные виды практик и техник, которые использует двигательный центр для того, чтобы изменить состояние, психологическое состояние человека. Например, вращение у суфиев. Есть очень сложные двигательные практики, которые предлагал Георгий Иванович Гурджиев, когда движения выполнялись по определенному алгоритму. И этот алгоритм был достаточно сложным для того чтобы занять все внимание человека. И когда человек двигался по такому алгоритму, у него не оставалось ни капли внимания на то, чтобы воображать, чувствовать что-то, думать о чем-то постороннем.
И можно сказать, что такого рода двигательные практики – своеобразная ловушка для ума. Она захватывает все человеческое внимание. И вытаскивает это внимание из механических процессов.
В Индии существует такая двигательная техника как обычные поклоны – сурьянамаскар, поклонение солнцу. Но если посмотреть, как она полностью устроена, так кроме движений есть еще произнесение мантры визуализации. И это полностью захватывает внимание. Двигательный центр, визуализация и произнесение определенных слов, связанных с чистыми образами. Подобные практики есть в Буддизме. Например, когда ты приходишь в Буддизм, тебя просят сделать сто тысяч простираний. Когда ты делаешь эти простирания, по 400 по 800 раз в день, ум останавливается. Потому что все внимание уходит на эту практику.
Это небольшие примеры того, как двигательный центр может быть использован для того, чтобы изменять состояние человека. Но в этой школе не используем эти техники.
Дальше давайте поговорим о том, какие проявления двигательного центра являются препятствиями к сознанию или они показывают на то, что человек просто спит. Самое простое препятствие, с которым встречается практически любой человек каждый день, это спешка. Спешка – это проявление отождествления в двигательном центре. Это значит, что двигательный центр не успевает за тем, куда попал мой ум. То есть я хочу быть где-то еще уже, а двигательный центр еще туда не пришел. Я хочу, чтобы какое-то дело уже было сделанным потому, что у меня не было времени вообще на это дело, оно ко мне свалилось, я его не планировал. И начинается спешка и внутреннее раздражение, внутри происходит противоречие потому, что ты собирался сделать одно, начинаешь делать другое, это другое неуместно потому, что от этого страдает то, что ты планировал. И в этот момент нужно остановиться. Учитель говорит так, – будьте творческими в отношении того, чтобы всегда находить время для присутствия. Это значит, что бы ни происходило, ты продолжаешь присутствовать, и делать ровно одно дело которое прямо перед тобой сейчас в моменте. Состоянии спешки бессмысленно, и не дает никаких эффективных результатов, практических результатов. Это лишь всего-навсего бесконтрольное состояние, в которое человек попадает потому, что он невнимателен. И двигательный центр хороший индикатор. Если я спешу, значит, я на 100 процентов с чем-то отождествлен, значит, что меня нет в моменте, я не хочу быть в этом, я хочу быть где-то еще. Это не значит, что мы не можем бегать, делать вещи быстро, например, бежать на самолет, который улетает, все это возможно. Но делать вещи быстро без отождествления это не спешка. Внутренне человек остается спокойным. Хотя конечно лучше заранее приехать в аэропорт, учитывать силу сопротивления.
Следующее препятствие двигательного центра это жестикуляция. Жестикуляция подрывает работу и развитие интеллектуального центра. Человек жестикулирует потому, что он интеллектуально ленив, он интеллектуально слаб. Книга, любая книга которую бы вы не взяли, может донести любую мысль, которая
там описана без жестикуляции. Книга это сухой интеллектуальный язык. Таким образом, жестикуляция это тоже форма отождествления – я слишком тороплюсь, я невнимателен в отношении того, что я говорю, как я это говорю, как я это формулирую, поэтому мои руки невольно начинают механически помогать моему интеллектуальному центру. Интересно, когда человек говорит по телефону и жестикулирует. Его не видит его собеседник, но он продолжает жестикулировать. То есть этот процесс полностью механичен, и он говорит о том, что человек не видит и не контролирует свой двигательный центр. То есть, он находится в механической части.
Не нужное напряжение мышц тела, мы уже немножко коснулись этого, это больше Гурджиевский метод, Гурджиев настаивал на этом, говорил, что обратите внимание, сколько ненужных мышц напряжено в каждый момент времени у человека. Перестаньте их напрягать, во-первых это сразу же привносит внимательность в момент, во вторых экономит большое количество энергии. Бесконтрольные движения это не жестикуляция, но это движение, которое мы совершаем с вами полностью автоматически. Например, если нужно подвинуть стул, двигательный центр просто берет его и волочет, в этом нет ни капли внимания, это создает, как правило, звуки неприятные, может быть портят мебель, и так далее. На что это можно заменить? Во-первых это может быть будильником – если я опять поволок стул, можно ли это сделать иначе? Сознательно можно взять стул двумя руками, немножко приподнять его и поставить на другое место. Или когда у вас несколько стульев вокруг стола, то постараться поставить их так, чтобы они стояли красиво, прямо, задвинутые на одинаковое расстояние под стол. Все это мелочи. Например, как поставлены ботинки – одна нога просто сдирает ботинок со второй, и эта обувь просто валяется в коридоре, и это то, как работает механическая часть двигательного центра. Можно попробовать сделать это внимательно, поставить ботинки рядом, убрать шнурки внутрь. Мы делаем это не для того чтобы быть педантами или перфекционистами, вообще такой цели нет. Мы делаем это для того чтобы наше внимание было в каждом моменте нашей жизни. И делается это легко, без пафоса, без какого-то осуждения себя. Просто внимание.
Посмотрите, как лежат предметы в пространстве которое вас окружает, и скажите какая часть двигательного центра, себе, конечно, положила эти предметы, разместила их вокруг, сколько было вниманием в этом, и попробуйте потом спустя какое-то время, сегодня или завтра, или в другой день сделать те же самые действия с вниманием, расположить эти предметы с помощью интеллектуальной части центров. И если начать это делать, то внутри включается очень интересная часть, вы начинаете видеть алхимию, вы начинаете видеть тот аспект алхимии, который называются порядком. Потому, что алхимия это порядок, гармония и красота. Но потом опять происходит сваливание в механические части центров, и машина делает вещи как обычно. Например, у меня есть очень неудобный для моего двигательного центра сервант, в котором стоит посуда, это открытое место, куда залетает пыль, и мы каждый день убираясь, протираем эту пыль. На этой полке стоят бокалы и кружки. Мой двигательный центр хочет эффективности, ему все эти кружки являются помехой потому, что они хрупкие и их нельзя просто сгрести в одну кучу, вытереть под ними пыль.
Это превращается во внутреннюю работу, нужно замедлиться, нужно отодвинуть каждую кружку с блюдцем, протереть под этим местом пыль и поставить это обратно. Делать это без паранои, и не делать это весь вечер, и не погружаться в это полностью, как лунатику, нет, просто уровень внимания требуется другой для такой работы. И это можно использовать протереть пыль на такой полке, и изменить свое состояние сознания. Но машина будет протестовать, она будет говорить, что это неудобно, это бессмысленно давайте мы сложим эти блюдца и чашки в коробку, у нас будет пространство, которое мы будем просто брать и протирать за 15 секунд. И кстати один из аспектов двигательного центра в отношениях алхимии – двигательный центр ищет эффективность всегда и практичность, он не понимает, почему вещи должны быть красивые и ему нужно, чтобы было удобно, оптимально, рационально и эффективно. И эти вещи противоречат идеям золотой алхимии. Как мы и говорили на одной из встреч, что вещи и вообще природа золотой химии это некомфортная природа для человека. То есть, то, что красиво, как правило, неудобно. Конец фрагмента.

0
Rated 0 out of 5
0 из 5 звёзд (основано на 0 отзывах)
Отлично0%
Очень хорошо0%
Приемлимо0%
Плохо0%
Ужасно0%

Отзывов ещё нет. Напишите первым.

Написать в WhatsApp
Вам помочь?