Отождествление

Работа с не отождествлением с реакциями низших центров


Запись лекции

Доступ ко всем записям лекции, начиная с 2019 года на YouTube.


Транскрипт

Транскрипт последней лекции для мобильного и ПК в формате PDF.


Упражнения

Вы сможете проверить полученные идеи на практике.

Содержание

Эмоциональные части центров. Степени отождествления. Отождествление с инстинктивным центром. Отождествление с ложной личностью. Внутреннее учитывание. Отождествление с сущностью. Отождествление с работой над собой. Объект отождествления и причина отождествления. Работа с не отождествлением. Рабочее «я» Leave (не отождествляйся). Символы отождествления в традициях прошлого. Практические упражнения на неделю.

«Необходимо видеть в себе отождествление и изучить его до самых корней. Трудности борьбы с отождествлением усугубляются тем фактом, что, распознав его в себе, люди считают его положительной чертой и называют «энтузиазмом», «рвением», «страстью», «непосредственностью», «вдохновением».

— Георгий Гурджиев

Выберите подписку чтобы посмотреть записи

Фильтр Быстрый результат
Сбросить Применить
Отождествление

Содержание: Эмоциональные части центров. Степени отождествления. Отождествление с инстинктивным центром. Отождествление с ложной личностью. Внутреннее учитывание. Отождествление с сущностью. Отождествление с работой над собой. Объект отождествления и причина отождествления. Работа с не отождествлением. Рабочее «я» Leave (не отождествляйся). Символы отождествления в традициях прошлого. Практические упражнения на неделю.

«Необходимо видеть в себе отождествление и изучить его до самых корней. Трудности борьбы с отождествлением усугубляются тем фактом, что, распознав его в себе, люди считают его положительной чертой и называют «энтузиазмом», «рвением», «страстью», «непосредственностью», «вдохновением». Георгий Гурджиев

Стоимость подписки:
600 
Живое участие
|
Просмотр записей
06 июн 2020
|
19 окт 2019
|
20 фев 2021
Записи 15-ти лекций I части цикла

Подписка на все записи I части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 15-ти лекций II части цикла

Подписка на все записи II части, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 13 500 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021
Записи 30-ти лекций цикла

Подписка на все записи лекций цикла, начиная с 2019 г. Включает бессрочный доступ к записям, транскриптам последних лекций и упражнениям.

Стоимость подписки:
18 000 27 000 
Просмотр записей
2019
|
2020
|
2021

или присоединяйтесь к живым лекциям

«4-й путь Гурджиева: система, теория и практика». Расписание лекций

Фильтр Быстрый результат
Сбросить Применить
Пробный месяц Zoom Рекомендуем!

Подписка на пробный месяц включает живое участие в 5-ти ближайших лекциях согласно расписанию цикла. Вы так же получаете бессрочный доступ к записям лекций и практическим упражнениям по теме.

Стоимость подписки:
3 375 6 750 
Разовое предложение!
Первая часть 2021 Zoom

Подписка на 15 лекций первой части цикла 04 сен – 11 дек 2021. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
04 сен - 11 дек 2021
Вторая часть 2021-22 Zoom

Подписка на 15 лекций второй части цикла 08 янв - 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только доступ к записям и практическим упражнениям.

Стоимость подписки:
10 800 -18 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
08 янв - 16 апр 2022
Весь цикл 2021-22 Zoom

Подписка на 30 лекций цикла 4 сен 2021 – 16 апр 2022. Включает живое участие в конференциях Zoom с любого устройства или только просмотр записей. Доступ к записям и упражнениям не ограничен по времени.

Стоимость подписки:
18 000 -30 000 
Живое участие
|
Просмотр записей
04 сен 2021 - 16 апр 2022

Фрагмент транскрипта лекции

Владимир Е: Мы переходим к отождествлению. Вы помните такой образ, наверное, из древней литературы, и это упоминал Гурджиев в своей книжке, если вы, конечно, читали Гурджиева, а если не читали, то из индийской или другой литературы вы должны это знать, человек там уподоблялся колеснице, в которую запряжены лошади, управляет ей возница. И в колеснице может сидеть пассажир, а вот сидит ли он там или нет, не известно. Это было очень древним выражением той идеи, что человек – это устройство, машина с четырьмя низшими центрами и двумя высшими. Вы слышали, наверное, про 4 низших центра. Должно быть, слышали уже, что у нас есть интеллектуальный, эмоциональный, двигательный и инстинктивный.
Гурджиев говорил, иногда 3, а иногда 4 центра, потому что он инстинктивно-двигательный принимал за один центр. И он говорил, что возница – это интеллектуальный центр. Лошади, запряженные в колеснице – это эмоциональный центр, а сама колесница – инстинктивно-двигательный центр. И он говорил, что сколько бы возница не знал, не представлял бы в своих мыслях, куда поедет, пока он не принудит лошадей двигаться, повозка не сдвинется с места. Это говорило о том, что просто знать недостаточно. Должен включиться эмоциональный центр. Он главная движущая сила нашей машины.
Гурджиев так же говорил, что знать хорошо. Без знания тоже тяжело, если вы ничего не знаете, это другая крайность, вы не знаете, куда двигаться Но когда вы знаете, но у вас лошади стоят на месте и никуда не двигаются, то есть вы не испытываете никаких эмоций, ничего не произойдет. И вот эти эмоции по-разному в каждом из нас работают. Это самая мощная энергия в нашей человеческой машине.
Но более того, вот эти 4 центра, как вы слышали, наверное, в свою очередь делятся тоже на части. Каждый из них имеет интеллектуальную, двигательную, эмоциональную и инстинктивную части. Каждый из них можно разделить на 3 части: механическую часть (инстинктивно-двигательную), которая работает без всякого внимания и просто механически включается. Эмоциональная часть, которая работает благодаря тому, что её внимание привлекается каким-то внешним или внутренним объектом, внимание чем-то привлечено. И, наконец, есть интеллектуальная часть, которая может направлять, контролировать внимание. Вот эти эмоциональные части наших центров и есть причина отождествления. Эта та сила, которая нам очень нужна, но она должна находиться под нашим контролем, а не контролировать нас. Если она не находится под контролем, происходит отождествление.
Вы слышали, что существует 3 препятствия, конечно, их много, этих препятствий, всё является препятствием, когда мы не присутствуем, но самым общим образом выделяются 3 формы препятствий: отождествление, воображение и негативные эмоции.
На самом деле очень сложно между ними провести границу. Как-то наш Учитель хорошо сказал, что если вы не присутствуете, то вы находитесь в одном из 3-х этих состояний. Потому что это «или-или» всегда. Или вы присутствуете и осознаете себя, или вы спите. И этот сон проявляется так или иначе в зависимости от обстоятельств, в зависимости от нашего центра тяжести. Он делится на эти отождествления, воображение, негативные эмоции. Поэтому между воображением, отождествлением и негативными эмоциями очень трудно провести границу, где одно переходит в другое.
Мы являемся взрослыми людьми, мы приходим в школу взрослыми людьми. У нас сильно развита личность. Это так называемая воображаемая картина того, кем мы являемся и что мы из себя представляем. Как какой-нибудь серьезный человек, если его как-то заденете, по его мнению оскорбит, то он может сказать: «Вы знаете, вообще, с кем вы говорите? Вы понимаете, кто я такой?» То есть перед ним встает как бы его собственная серьезная картина, кто он и что он из себя представляет, а эти люди, что его задевают, они не понимают, с кем они имеют дело, не понимают, что он хочет донести до них. Мы в школе называем эту картину самого себя ложной личностью. У человека огромное количество ложных представлений о самом себе. Вся ложная личность соткана из воображаемых установок относительно самого себя. Они воспитаны в нас обществом, родителями, вообще, чем угодно, друзьями.
Когда мы начинаем наблюдать себя, мы начинаем замечать эту воображаемую форму, эту картину, с которой мы отождествлены. Мы не видим, кто мы есть на самом деле. И, собственно, работа в школе заключается в том, что вы приходите в центр, вас что-то просят, помыть посуду, убраться – то, что вы не хотите делать, возникают какие-то трения между студентами, недопонимание, разница во мнениях. И вы начинаете как бы замечать, начинаете медленно отделять воображение от реальности, только при условии, если вы присутствуете к собственным проявлениям. Вы начинаете отличать вот эту воображаемую картину самого себя и то, что вы представляете из себя на самом деле.
Это не очень приятно. Гурджиев как-то говорил, что четвертый путь не популярен, потому что людям показывают, кто они такие, а они находятся в таком состоянии, что им неприятно относительно себя это осознавать. Они слабые, а воображали что они сильные, бездарные, а воображают, что обладают огромным даром. И тому подобные неприятные вещи.
Это реальность, которая не льстит человеку, он видит, что его воображаемая картина себя не соответствует реальности. Нет никакого соответствия между ними. Человек начинает внутренне учитывать, он начинает думать, а что обо мне подумают, должен скорее предстать таким, как я себя представляю. И это мы называем “внутренним учитыванием”. Поэтому люди очень часто боятся друг друга. Бояться показать себя как-то не так. Боятся того, что о них будут думать.
Например, Гурджиев говорил, что люди очень часто думают, что они должны в отношении кого-то что-то делать определенное. Это необязательно негативное. Это необязательно глупая ложная личность или какие-то тщеславные представления о самом себе, часто это благородное чувство долга, правда чисто механическое чувство долга. Человек думает, что он что-то должен по отношению к другому. Если он этого не сделает, то это будет ужасно. Он будет совсем плохим человеком. Как он будет выглядеть в глазах других. Во взаимоотношениях полов человек начинает бояться, что он покажет, что он не любит своего партнера, а он хочет показать, что любит его. Когда человек чего-то боится, когда это построено на страхе, это совершенно неправильно. Это должно быть сделано сознательно из совсем другого места, человек должен по крайней мере знать, что он не боится, даже если о нём подумают, что он там кого-то не любит или чего-то там не додал, не доделал.
Вот так человек отождествлен с представлениями относительно самого себя. Все это формы внутреннего учитывания, потому что за этим всегда стоит страх не соответствовать какой-то картине представлений о себе, человек боится увидеть, что он этой картине не соответствует. Бывает, что люди в одинаковых условиях ведут себя совершенно противоположно, один, предложим, подчиняется, согласен со всем, ему всё нравится, а другой со всем не согласен, все ему не нравится, все плохо для него. Это связано с разной оценкой у них окружающих условий, разной программой их ложных личностей и их боязнью не соответствовать этим представлениям. На самом деле он не должен бояться, а должен в отношении других поступать, как говорил Гурджиев, как требует не мораль, а совесть. А совесть, как правило, связана с пониманием природы другого человека. Если вы понимаете, в каком состоянии находятся другие люди, что они спят, и что только иногда вы можете помочь им пробудиться, а иногда это абсолютно бессмысленно, потому что они не хотят пробуждаться, никакого смысла для них в этом нет. Они не видят никакого смысла в работе, поэтому лучше их не трогать иногда вообще, пусть лучше они находятся в своем состоянии.
Тут есть и хитрость определенная, то есть человек должен быть по своему хитрым, а не таким правдорубом. Если он является правдорубом, это еще одна форма глупости и отождествления с некоторыми воображаемыми нормами, которые должны быть: должна быть справедливость, должна быть правда, вы видите сейчас всякие политические движения, люди считают, что они должны что-то выразить. В общем, по большому счету – это все воображаемые вещи.
Если бы человек начал сейчас присутствовать спокойно, видел, что сейчас происходит, то он увидел бы, что больше всего он нуждается в самом себе, в присутствии к самому себе. Потому что это единственное, что он может сделать. Он больше ничего и никого изменить не может. А если он даже и добьется каких-то внешних перемен, неизвестно, чем это все кончится.
Я перечислил вам некоторые формы отождествления с воображаемой картиной или какими-то иллюзорными представлениями о том, какая должна быть жизнь, каким должен быть я, какие нормы существуют в этой жизни, когда человек воображает, а не исходит из реальности.
Но это не все описание отождествления. Потому что это отождествление с воображением.
Есть еще формы очень простые, очень детские. Они больше связаны не с личностью, а с тем, что мы называем сущностью человека. Мы были такими в детстве. Эти формы отождествления более нежные, мягкие и приятные. Но это все по-прежнему сон. Это сон сущности. Вы смотрите на все, как дети – ему что-нибудь покажете, и он смотрит – полностью в этом растворяется. Гурджиев тоже экспериментировал с людьми. Он описывал «В поисках чудесного», как привели в группу человека, который политикой занимался. И все замолчали, сидят и смотрят на него. И человек не понял ситуацию. Он стал говорить. Стал выражать себя, свое мнение. Стал выражать, что он думает относительно окружающего. Он так говорил целый час и был страшно доволен, потом поблагодарил всех, сказал, что ему с ними было страшно интересно общаться, потом он ушел, ему нужно было идти. И Гурджиев сказал: «Вот видите, человек имел единственную возможность что-то узнать объективное относительно жизни, но он продолжал говорить в течение часа сам, наслаждался общением, ему все нравилось, хотя никто с ним не разговаривал». Он также сказал, что в этот момент, когда он так упоенно говорил, с него можно было снять штаны, он не заметил бы.
Этим пользуются криминальные элементы. Они, конечно, не в этих терминах выражаются, но знают, что внимание человека при определенных жестких обстоятельствах уходит от него самого в сторону куда-то. Например, человека кто-то толкает. Он начинает смотреть на того, кто его толкает. А другой в этот момент у него что-то из кармана вынимает. И все. Так работают в паре воры. То есть, человек отождествляется с чем-то, непосредственно произошедшим. Это такое отождествление сущности. Когда на человека начинают выражать негативность, конечно, он тоже отождествляется. И он тогда – гневный ребенок.
Я помню, меня поразило совершенно, я еще ничего не знал о работе, у меня был приятель, очень физически сильный, забияка и боец. И один раз я попал с ним в ситуацию, когда у него с другим человеком конфликт вышел. Это было в доме, и он хотел бросится в драку сразу, но не мог, слишком много народу было вокруг. Потом мы вышли на улицу и шли по разным сторонам улицы, и мой приятель, я видел, он шел, но не видел где идет, не понимал, куда движется, что вокруг происходит. Он смотрел только на ту сторону улицы, где в этот момент находился его враг, и был в таком напряжении, какое бывает, когда кошки или собаки встречают другую кошку или собаку. Он в любой момент был готов кинуться на него. Страшное отождествление, полное забытье, глубокая форма сна, грозного и страшного, потому что человек в этом состоянии что угодно может совершить. Он был очень сильным физически, он мог убить, его могли убить. Это все такие ужасные формы сна.
И в то же время я бы сказал, что это непосредственное отождествление, даже при наличии негативности нужно к любому отождествлению присутствовать. Но с отождествлением сущности бороться тяжелее, потому что оно более естественное. С отождествлением личности по-другому: ты должен просто увидеть его, своё воображение и постепенно, со временем ты менее серьезно будешь его воспринимать. Это лечится только присутствием, больше ничем. Или это сон, или присутствие и пробуждение. И ничего другого посредине нет. Поэтому мы должны себя наблюдать. Мы не можем постоянно присутствовать, поэтому мы не сознательные существа, мы засыпаем, это понятно, но время от времени мы просыпаемся. Это – как птица на лету – она засыпает и просыпается, засыпает и просыпается при больших перелетах. Вот и мы похожи на этих перелетных птиц – летим в какую-то другую страну. И засыпаем, и просыпаемся.
Это то, что мы можем сделать. Мы не можем добиться сразу сознания. Но время от времени мы больше видим себя, меньше отождествлены с воображаемым, меньше отождествлены с ситуацией непосредственно. То есть видим свои свойства, проявления, свою механику начинаем видеть.
Также интересно, в каждом центре человеческой машины есть свое отождествление. Конечно, в интеллектуальном центре человек отождествлен с идеями всякими, если человек интересуется Гурджиевым, Успенским, стоит ему упомянуть кому-нибудь Гурджиева-Успенского, он, как соловей, начинает сразу распевать об этих своих идеях, которые он знает, интересоваться, все это ему страшно интересно.
Эмоциональный центр отождествлен как правило с человеческими взаимоотношениями, очень важны для человека переживания, что он чувствует, негативность, позитивность, что по отношению к нему чувствуют другие, негативность, позитивность. Вот эти все вещи для него очень важны.
Двигательно-инстинктивный центр – это тело, это движения. Люди с двигательным центром тяжести могут быть отождествлены с танцем или с вождением автомобиля, когда вы видите, что кто-то гоняет на автомобиле, идет на большой скорости, всех обгоняет, то вы можете почувствовать, что это эмоциональная часть двигательного центра работает. Он испытывает эмоцию, которая вызывается каким-то явлением извне. Если взять его внутренний мир, то это просто воображаемые всякие картины, человек может воображать, как он находится на курорте где-то и плывет или делает то, что он очень любит делать, это будет не сколько эмоциональное, сколько двигательное воображение, отождествление с этим воображением внутри себя, человек отождествлен с внутренним движением.
Инстинктивно центрированные люди отождествлены с инстинктивными радостями: это еда, тепло, комфорт или слишком неприязненное отношение к каким-то неприятно инстинктивным вещам, например, запах может тут играть огромную роль, значительно большую, чем для любого другого. Обычный человек поморщит носом, скажет, что неприятно пахнет, а другой человек, отождествленный, инстинктивный, центрированный – для него это просто непереносимая ситуация, он не может в ней находиться. Для него это главное препятствие. Вот так люди отождествляются со своим центром тяжести.
Очень много форм отождествления, когда мы работаем над собственной эволюцией, мы начинаем потихоньку узнавать себя, и это и есть самопознание.
Не просто, как говорят философы, «человек должен познать самого себя», звучит красиво, но ты должен познать себя конкретно и определенные инструменты в каждом центре, как это происходит, какие у тебя любимого отождествления, какое у тебя воображение, и как они вместе порождают негативные эмоции в разных центрах, притом, что эта троица все время крутится, человек отождествлен с чем-то, у него возникает воображение относительно этого, когда это не происходит, он становиться негативным, выражает негативность, эмоционально или двигательно, он может швырять вещи или он может негативность выражать интеллектуально, он может быть не согласен принципиально с тем, что происходит, считать это совершенно неправильным или в инстинктивном центре он может считать это вредным для здоровья или каким-нибудь неестественным для его телесных проявлений и быть поэтому поводу негативным довольно сильно.
Вы видите, что эти вещи идут как бы друг за другом – воображение, отождествление, негативные эмоции, они ходят по кругу и порождают друг друга очень эффективно, когда вы не присутствуете, когда вы не находитесь в моменте настоящем, не разделяете свое внимание.
Есть еще одна форма отождествления, когда мы приходим в школу, у нас начинает вырабатываться правильная личность, то есть идеи школьные, из которых она состоит. Но вы знаете, сюда же приходит и наша ложная личность. Это трудно заметить потому, что обе личности как бы наложены друг на друга. Ложная личность хорошо усваивает все правильные школьные идеи, и она прекрасно отождествляется с необходимостью работы над собой. Человек пришел в школу, он еще не изменился, он просто хочет быть хорошим учеником, правильным учеником, поступать правильно, действовать. Это неплохо, но он не должен быть отождествлен, он не должен это делать с особым таким эмоциональным рвением, как это делают эмоциональные части эмоционального центра. Мы называем их дамами, эмоциональными дамами, если вы начнете общаться с человеком, центрированным в этой части центра, вы сразу почувствуете, что с ним очень тяжело, даже если он вам нравиться. Он слишком яркий, он или очень вас любит или мгновенно обижается на что-то, на мельчайшие ваши проколы. У человека разброс эмоциональный настолько мощный, что вы приходите в ужас от общения с этим человеком, вы не знаете, как с ним взаимодействовать.
Вот такие люди, эмоциональные дамы, они угадываются, их можно даже заранее без их проявлений угадать по особой атмосфере, просто в воздухе висит такая атмосфера страсти какой-то. Поскольку эмоциональный центр самый быстрый в нашей машине, самый мощный – это те самые лошади, что понесут вас неизвестно куда, если их не контролировать при помощи эмоционального короля. Эмоциональный король – это умные эмоции, это контроль эмоций, способность обуздывать свои эмоции, не выражать свои эмоции. Если вас любит эмоциональный человек, эмоциональная дама, то он будет падать перед вами на колени, молить вас разделить с ним любовь или будет в следующий момент ненавидеть вас за то, что вы с этим не согласились. А если вас любит эмоциональный король, центрированный в интеллектуальной части эмоционального центра, то вы можете не заметить этого. Ему будет немножко неловко демонстрировать свои эмоции перед вами, он будет скорее всего вас любить тайно, тихонько, чтоб не обидеть вас своими чувствами. Потому что чувствами легче всего обидеть.
В работе над собой вы тоже чувствуете эту особую страсть людей, которые начинают отождествляться, они пытаются даже отождествляться с необходимостью присутствия, это совсем уж парадоксальная вещь, они будут вас упрекать, что вы не присутствуете, и себя будут упрекать за то, что они не присутствовали – это вторая глупость. Вы спали, затем обнаружили, что находились долго во сне, и вы начинаете долго себя упрекать: «Но как же так я заснул, а надо было присутствовать, я плохой студент, постараюсь в другой раз обязательно присутствовать, это промашка». А на самом деле не в этом дело, вы должны не заниматься самоосуждением, а продолжать присутствовать в тот момент, когда вы поняли, что вы до этого не присутствовали. Вот и все, тут не нужно никаких суждений и эмоций по этому поводу.
Способность контролировать эмоции очень сильно связана с идеей присутствия. Пребывание в интеллектуальной части эмоционального центра и присутствие, они как бы поддерживают друг друга. Просто, когда человек знает о присутствии, он еще более мощный. Есть по жизни люди, которые умеют контролировать свои эмоции. Как правило, это связано с условиями, с воспитанием. Сейчас в современное время, яркие эмоциональные дамы, такие дамские проявления приветствуются потому, что считается, что это яркие и необычные люди на фоне серой толпы, люди со страстью, хотя на самом деле это полная чепуха. Человек теряет огромное количество энергии таким образом и не может эволюционировать. Конец фрагмента.

5
Rated 5 out of 5
5 из 5 звёзд (основано на 1 отзыве)
Отлично100%
Очень хорошо0%
Приемлимо0%
Плохо0%
Ужасно0%
Rated 5 out of 5
18 Мар 21

Здравствуйте. Лекция интересная. Внятно донесена и принята без трений. Узнала новый аспект темы: отождествление сущности. Спасибо.

Елена М

Написать в WhatsApp
Вам помочь?